Деструктивный контент в интернете планируют блокировать до суда

Деструктивный контент в Сети хотят блокировать до суда — в Госдуме начали разрабатывать такой механизм. Изменения готовят в закон «Об информации», выяснили «Известия». Предлагается создать специальную комиссию при Роскомнадзоре — она будет рассматривать жалобы от людей и организаций. Кроме того, в законе определят понятие «деструктивного контента». За 2024 год Роскомнадзор заблокировал вдвое больше такого контента, чем в 2023-м. Эксперты поддерживают инициативу, при этом они отмечают: критерии должны быть четкими и прозрачными, чтобы новый инструмент не стал поводом для произвольных ограничений.

Какие поправки готовятся в закон

В Госдуме рассматривают вопрос о внесении изменений в закон «Об информации», который позволит до суда блокировать деструктивный контент. Предложения заместителю председателя комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрею Свинцову были переданы от Совета блогеров, он счел их корректными.

— Несколько лет назад мы стали существенно погружаться в вопрос о том, какой контент потребляют наши граждане, и вопрос деструктивного контента на сегодняшний день не решен. Нужно его изучить, прописать как можно подробнее это понятие, чтобы у Роскомнадзора были возможности на досудебную блокировку такого контента, — сказал «Известиям» Андрей Свинцов.

По его словам, задача определения и описания, что такое деструктивный контент, должна быть решена в этом году. Сами же поправки важно подготовить и внести на рассмотрение Госдумы также в 2025-м.

Основатель Совета блогеров Валерия Рытвина рассказала «Известиям», что в Генпрокуратуру, МВД и Роскомнадзор были направлены письма с этой инициативой и просьбой ее поддержать. С документами ознакомились «Известия». Редакция направила запросы в эти ведомства.

— В законодательстве юридически не закреплено понятие деструктивного контента, в связи с чем невозможно однозначно утверждать, что именно относится к нему. Поэтому поправки в закон считаю оправданными. Наше предложение — не только дать четкое понятие, но и установить возможность внесудебной блокировки, — сказала основатель общественного движения.

Она добавила, что сегодня невозможно заблокировать такой контент в Сети без решения суда или Генпрокуратуры. В связи с этим предлагается создать специальную комиссию при Роскомнадзоре, которая будет работать с обращениями пользователей (физических и юридических лиц) и принимать решения о блокировке того или иного ресурса, сказала Валерия Рытвина.

Кроме того, Совет блогеров готов на своем сайте разместить форму для обращений, которую смогут заполнить пользователи. Полученные данные будут передавать в автоматизированном порядке в Роскомнадзор для принятия решений по блокировке. Такая форма может появиться уже летом этого года, отметила она.

Как рассказывали «Известиям» в Роскомнадзоре, в РФ в 2024 году вырос объем деструктивного контента в интернете: число заблокированных или удаленных материалов с призывами к массовым беспорядкам выросло в 2,2 раза, а попыток вовлечь несовершеннолетних в противоправные действия стало больше почти в 1,5 раза.

Вопрос о закреплении в законодательстве понятия «деструктивный контент» поднимался и ранее. Одним из инициаторов в 2024 году была вице-спикер Госдумы Анна Кузнецова: она сообщала, что депутатам приходило большое количество обращений от родителей с просьбой оградить детей от опасной информации в интернете. Однако пока этот вопрос не решен.

Как эксперты оценили инициативу

Деструктивный контент в интернете распространяется гораздо быстрее, чем успевают реагировать государственные механизмы. Это касается материалов, призывающих несовершеннолетних вступать в опасные сообщества, а также пропаганды насилия, заявила «Известиям» основательница коммуникационного агентства Breaking Trends, секретарь Союза журналистов России Юлия Загитова.

— Именно поэтому важно проработать механизм быстрой блокировки. Не в каждом случае есть время на длительную судебную процедуру — например, когда речь идет о защите жизни и психики ребенка, реакция должна быть мгновенной. При этом важно соблюсти баланс, чтобы новый инструмент не стал поводом для произвольных ограничений. Необходима четкая, прозрачная и экспертная процедура, — сказала Юлия Загитова.

Однако она отметила, что сама по себе поправка не решит проблему полностью — это один из шагов. Эффективность будет зависеть от того, как именно реализуют механизм, как наладят взаимодействие между надзорными органами, IT-компаниями, экспертным и гражданским сообществом.

— Если всё сделать грамотно, это может серьезно сократить объем опасного контента, особенно того, что нацелен на детей и подростков, — подчеркнула эксперт.

Председатель комитета по информационной безопасности семьи союза «Родительская палата» Андрей Афанасьев рассказал «Известиям», что на каждой платформе есть функция «пожаловаться», но на практике она практически не работает. Все подобные обращения направляются во внутреннюю службу модерации платформы, которая в большинстве случаев просто отклоняет их. В результате контент, на который пожаловались пользователи, не удаляется, заявил о проблеме эксперт.

— Необходимо обязать платформы перенаправлять такие жалобы не в свои внутренние службы, а напрямую в правоохранительные или контролирующие органы, которые смогут реально реагировать и принимать меры по удалению контента, — сказал он.

Кроме того, по его мнению, есть еще один важный вопрос — как обеспечить исполнение этих требований в том числе зарубежными платформами и мессенджерами.

— Независимо от того, какие законы принимаются, многие из них их не выполняют. Это уже многократно подтверждалось на практике, — заявил эксперт.

По словам члена экспертного совета комитета Госдумы по защите семьи, вопросам материнства и детства Юрия Нестеренко, в России выявляется достаточно много деструктивного контента, нарушающего законодательство РФ. На его определение и оценку могут уходить недели и даже месяцы, поэтому подобные поправки смогли бы вывести механизмы защиты на новый уровень в обеспечении безопасности детей, резюмировал он.

Елизавета Крылова

Тематики: Регулирование, Web

Ключевые слова: веб, регулирование, Роскомнадзор, Реестр запрещенных сайтов