По информации юридического агентства IQ Technology, за последний год доля подделок техники международных брендов на российских маркетплейсах удвоилась. В сегменте смартфонов доля контрафакта составляет 31%, ноутбуков - 30%, а умных часов - 63%. В основном подделывают электронику от Apple и Samsung. Участники рынка связывают этот рост с недостаточным контролем над подделками со стороны покинувших российский рынок брендов. При этом площадки маркетплейсов утверждают, что доля контрафакта составляет не более 0,1%.
Юридическое агентство IQ Technology провело исследование, в результате которого было выяснено, что с июля 2022 года по июль 2023 года количество подделок техники международных брендов на российских маркетплейсах почти удвоилось. В 2022 году доля фальсифицированных смартфонов составляла 12%, а теперь она уже дошла до 31%. В сегменте ноутбуков доля увеличилась с 22% до 31%, в мелкой бытовой технике — с 15% до 34%, в смарт-часах — с 35% до 63%, а в наушниках и колонках — с 27% до 69%. В рамках исследования были изучены 15 тыс. карточек товаров на таких маркетплейсах, как Wildberries, Ozon, "Яндекс Маркет", "Сбермегамаркет" и AliExpress.
Как отметили в IQ Technology, подделки смартфонов часто имеют дизайн оригинальных моделей, но отличаются размерами и операционной системой. Вместо iOS на контрафактных моделях Apple установлена Android. По словам представителя IQ Technology, такие подделки имеют низкое качество упаковки и нанесения изображения.
Подделки ноутбуков отличаются от оригиналов главным образом внутренними элементами, такими как жесткий диск, материнская плата, оперативная память и процессор. Они могут быть заменены на дешевые аналоги. Большинство поддельной электроники производится в Пакистане, Китае и Индии.
Согласно оценке ГК "F+ tech | Марвел", за первые пять месяцев 2023 года доля контрафактной электроники в сегменте аудио в России увеличилась с 10% до 25% по сравнению с прошлым годом.
Не все маркетплейсы согласны с данными от IQ Technology. Представители Ozon заявляют, что площадка выявляет контрафактную продукцию с помощью нейросетей. В Wildberries утверждают, что все транзакции отслеживаются в режиме реального времени, и покупатель может ознакомиться с рейтингом товаров и продавцов перед покупкой. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), доля контрафакта на маркетплейсах составляет не более 0,1%. Остальные торговые площадки воздержались от комментариев.
Ряд экспертов считает, что контрафактный товар в незначительном количестве может попадать на рынок через трансграничную торговлю.
Как отметил представитель одного из маркектплейсов, с поправками к закону о правах потребителей, которые установили определение товарных агрегаторов в интернете, маркетплейсы не могут вмешиваться в описание товаров, предоставляемых продавцами.
Правообладатели раньше активно боролись с подделками на торговых онлайн-площадках, используя различные легальные методы. Сейчас же после ухода многих производителей с российского рынка нечистоплотные продавцы пользуются ситуацией и продают контрафакт, не боясь противодействия со стороны владельцев торговых марок.