Эксперимент по использованию КЭДО в госсекторе, согласно постановлению правительства РФ, будет проходить с 1 июня 2023 г. по 31 мая 2024 г. Координатором проекта выступит Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Проект на добровольной основе поддерживают госслужащие ведомств и те, кто участвует в конкурсах на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы. На первом этапе не все документы будут участвовать в работе: министерства не задействуют трудовые книжки, договоры, финансовые справки и другие личные документы сотрудников.
В Минцифры, Федеральной налоговой службе и Федеральном казначействе на вопросы ComNews не ответили.
Алексей Пестерев, директор по продвижению ECM-систем К2Тех, утверждает, что пока неизвестно, перейдут ли министерства полностью на КЭДО: "Об этом стоит судить только после эксперимента, так как государство должно понять, какие именно документы при переводе в электронный вид приносят большую выгоду органам госвласти, какие процессы наиболее важны для перевода в электронный вид в текущей ситуации, и сколько это может потребовать ресурсов. При этом важно помнить, что принцип "цифровизация ради цифровизации" не дает эффекта ни для органов госвласти, ни для бизнеса".
Владислав Иванов, аналитик отдела анализа и оценки цифровых угроз Infosecurity a Softline Company, считает, что инициатива имеет много плюсов — это, в частности, экономия бумаги и времени работы с документами. Однако возможны и проблемы, например, сбои в процессе хранения, обработки и передачи данных. Из-за технических неполадок могут утратиться важные документы. Иванов добавил, что существуют и риски утечки персональных данных: "Идеальных систем безопасности не существует, к любой из них при желании можно найти подход. Пока сведения децентрализованы, угроза утечки большого массива данных снижена. Если все документы будут находиться в одном месте, то система станет целью для хакерских атак. Работа с КЭДО требует внимания от всех вовлеченных, высокого уровня понимания ИТ-сферы и знаний цифровой гигиены".
Александр Малетов, руководитель отдела корпоративных продаж группы компаний X-Com, согласен, что есть риск утечки данных. Однако он отмечает, что причиной инцидентов чаще становится человеческие, а не технологические ошибки: "Тот факт, что субъектами эксперимента выступают традиционные лидеры трансформации в госсекторе, внушает уверенность, что необходимые меры безопасности будут обеспечены на должном уровне. Полагаю, что в случае успеха полученный опыт распространится на другие ведомства, чью цифровизацию во многом сдерживает отсутствие отработанных практик и ряд регуляторных ограничений. Что касается полного перехода кадрового документооборота госучреждений в электронный формат – вполне допускаю его в будущем. Но это точно не перспектива завтрашнего дня". Он считает эксперимент своевременным и значимым.
Никита Назаров, технический директор HFLabs, не видит рисков утечки данных: "Все личные документы сотрудников уже хранятся в организациях в виде сканов, а иногда и оригиналов. Теперь они будут содержаться еще и в ИТ-системах, но доступ к ним будут иметь те же люди, что и раньше — сотрудники HR. Более того, в отличие от бумажных документов, факты доступа к цифровым копиям можно журналировать".
Андрей Мишуков, директор по развитию бизнеса iTPROTECT, так прокомментировал ситуацию: "В бизнесе кадровый электронный документооборот уже возможен во многих кадровых процессах. В частности, предоставляются услуги коммерческого доступа к облачным сервисам КЭДО, например, на стороне таких крупных игроков как "СберКорус", "СКБ Контур", "Тинькофф" и других. Поэтому любая компания в России может перевести процессы в электронный вид. Теперь дело за госсектором". Он отметил, что в сравнении с бумагой риски утечки данных выше, но учитывая требования к защите участников эксперимента, уровень безопасности должен быть на высоте.
Директор по развитию технологических стандартов "Платформы НТИ", член рабочей группы НТИ TechNet Никита Уткин убежден, что электронный документооборот удобнее и функциональнее бумажного. Также он отметил, что количество утечек может сократиться и добавляет: "Во-первых, эффективна цифровизация только того, что масштабируемо. Во-вторых, при масштабировании возрастают и риски утечки больших объемов данных. У у нас ровно тот случай. Что ж теперь, не развивать это направление, пользоваться печатными машинками и запирать тонны бумаги в стальные сейфы? Очевидно, что системы информационной безопасности также будут развиваться".
Анна Швецова