О практически полном прекращении поставок серых смартфонов в Россию «Известиям» рассказали несколько продавцов телефонов на одном из крупнейших московских радиорынков. По словам собеседника, из-за дефицита устройства, ввезенные без соблюдения таможенных процедур и не обслуживаемые по гарантии, за последние две недели уже подорожали на 3–4 тыс. рублей, а в дальнейшем их цена, вероятно, будет аналогична гаджетам, доставленным по разрешенному властями параллельному импорту.
Сейчас, к примеру, в re:Store и «М.Видео-Эльдорадо» цены на iPhone 14 Pro Max 512 Гб начинаются от 153 тыс. рублей, серые аппараты этой модели в торговых точках на радиорынке стоят примерно от 132 тыс. Нужную модель и конфигурацию зачастую уже сложно найти, констатируют продавцы. В течение марта, по их прогнозам, запасы ранее ввезенных по нелегальным схемам устройств вообще иссякнут.
О том, что серый импорт смартфонов в РФ прекратился, знает и ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Он утверждает, что прекращение ввоза таких гаджетов связано с тем, что этот товар больше не пропускает таможня. Проблемы у этих импортеров начались в феврале — как раз перед этим сменилось руководство ФТС, временным исполняющим обязанности главы ведомства стал Руслан Давыдов, напоминает эксперт.
— Но главное, со времени ухода с российского рынка мировых брендов смартфонов прошел год. За это время крупнейшие участники рынка наладили цивилизованный параллельный импорт — с уплатой всех сборов, налогов и пошлин. Насыщать полки магазинов товарами любой ценой, в том числе в ущерб бюджету, больше нет никакой необходимости, — объясняет Эльдар Муртазин.
В ФТС отметили, что смартфоны, ввозимые без соблюдения таможенных формальностей, — контрабанда. Федеральная таможенная служба осуществляет работу по борьбе с нелегальными поставками в плановом режиме, сказали «Известиям» в пресс-службе ведомства.
По мнению Эльдара Муртазина, к борьбе с серым импортом государство, возможно, подтолкнули и масштабы такого ввоза. В 2021 году втемную в Россию переправлялось около 5% смартфонов (около 1,6 млн штук), подсчитала Mobile Research Group. А в 2022-м на фоне прекращения поставок гаджетов и того, что на запуск параллельного импорта ушло несколько месяцев, нелегально было ввезено до 30% аппаратов (около 7,8 млн единиц).
Снабжать российских пользователей новинками ушедших брендов электроники серые импортеры начали еще до официального старта параллельного импорта. Так, к примеру, в РФ появился iPhone SE 2022, представленный Apple в марте прошлого года: небольшие партии аппаратов довезли до московских радиорынков в конце апреля.
Параллельный импорт предполагает официальное прохождение таможни, оплату пошлин, отгрузку товара конкретному получателю, а при сером ввозе, как правило, товары не декларируются или выдаются за более дешевые изделия, отмечает один из участников рынка электроники. Например, гаджеты могут провозить под видом упаковочных коробок к ним, добавляет он.
Серые смартфоны могут стоить до 30% дешевле ввезенных по параллельному импорту, рассказывает Эльдар Муртазин. Но выигрыш в деньгах оборачивается дополнительными рисками для покупателя: у такого гаджета, как правило, не будет гарантии, а если продавшая его фирма-однодневка их и предоставит, то, скорее всего, не будет исполнять обязательства, отмечает он.
— Вам могут продать аппарат, бывший в употреблении, вместо нового, а также устройство, которое невозможно или очень сложно активировать в России. Самый худший сценарий — украденный в США iPhone, который через некоторое время после покупки может заблокироваться в нашей стране без возможности реактивации. Правда, попадаются такие нечасто, — утверждает эксперт.
Для каждой страны производители выпускают смартфоны с особыми настройками, поэтому устройство, которое завезли с помощью серого импорта, может не поддерживать российские диапазоны частот связи или делать это их частично, говорит директор по продажам «Мегафона» Давид Борзилов.
— В результате при использовании 4G пользователь может столкнуться с низкой скоростью мобильного интернета. Также некоторые функции на таких смартфонах могут быть заблокированы на программном уровне, — рассказывает он.
Если смартфоны ввозятся без уплаты в бюджет таможенных налогов и сборов, то это контрабанда, объясняет представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антон Гуськов. По его словам, такая схема создает недобросовестную конкуренцию с законопослушными продавцам техники. Есть риск, что, купив устройство, ввезенное с нарушениями и проданное безвестным ИП, пользователь не сможет воспользоваться гарантией, согласен Антон Гуськов.
— Серые смартфоны — это лотерея. Экономия незначительной суммы по сравнению со стоимостью официально ввезенного гаджета может привести к проблемам в использовании. На него не распространяются никакие гарантии, можно получить зарядное устройство с неподходящим для наших розеток разъемом или аппарат, выпущенный для другого рынка, что не позволяет полноценно им пользоваться, — говорит руководитель направления «Телеком» компании diHouse Андрей Малютин.
Серый импорт чреват тем, что на рынок начнет попадать не оригинальная продукция, а контрафакт. Потребитель в таком случае будет серьезно ограничен в возможностях защитить свои права, указывает руководитель направления «Разрешение IT&IP споров» юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Ярослав Шицле. При этом в рамках параллельного импорта компания-импортер предоставляет документы, подтверждающие наличие договора с конкретным иностранным лицом, которое перепродает товары, приобретенные у правообладателя либо по цепочке от правообладателя, объясняет он.
В то же время из-за санкций возможна ситуация, при которой российские импортеры не смогут найти контрагентов, готовых официально поставлять товары, а ввоз без документов будет ограничен таможенными органами, что снова откроет поле деятельности для участников серого рынка, рассуждает Ярослав Шицле.
Валерий Кодачигов