Онлайн-школа Skyeng сообщила о разработке усовершенствованной версии чат-бота «Кеша» на основе GPT-4. Как утверждается, компания первая в сфере EdTech решила использовать новую версию популярной нейросети в таком формате.
В сообщении онлайн-школы говорится, что симулятор ситуаций, разработанный на основе технологий Skyeng, ранее помогал ученикам в практике речи: имитировал живой диалог, позволял оттачивать навыки общения на иностранном языке. Теперь собеседник, созданный на базе GPT-4, может самостоятельно моделировать развитие диалога, анализировать ответы и мгновенно давать обратную связь, обнаруживая ошибки. Общение доступно в письменном и устном форматах.
— Технологии OpenAI стимулировали новый виток развития отрасли EdTech, — сказала руководитель продукта Skyeng Анастасия Шишова. — Тренажер с виртуальным собеседником позволит клиентам тренироваться самостоятельно в любое время, быстрее достигать поставленных целей и чувствовать прогресс. Запуск технологий, основанных на чат-GPT, дает преподавателям новый эффективный инструмент для отработки пройденных учениками тем, а клиентам позволяет экономить средства за счет повышения эффективности и сокращения длительности обучения.
При этом подчеркивается, что «Кеша» не заменит занятия с преподавателем, так как не может оценить общий уровень владения языком, разрабатывать план обучения каждого ученика и т.д. Пока это дополнение, которое помогает самостоятельно развивать разговорную практику ученикам.
Напомним, в марте OpenAI представила новую языковую модель GPT-4. Разработчики сообщили, что она умеет сдавать тесты и экзамены более чем на 90 баллов из 100 возможных, научилась распознавать не только текст на изображениях, но и сами изображения. Разработчики, представляя новую версию ChatGPT, показали, как нейросеть по одному наброску на бумаге от руки создала сайт с работающими кнопками.
Анастасия Шишова рассказала «Известиям», что GPT-4 можно внедрить в любого другого чат-бота или продукт компании, однако важно предварительно провести исследования, чтобы оценить эффективность инструмента для учеников. В Skyeng GPT-4 используют в том числе для решения внутренних рабочих задач.
Другие компании из сферы EdTech также начали применять нейросети в своей работе. Так, генеральный директор образовательной компании Maximum Education Михаил Мягков рассказал, что технологии искусственного интеллекта позволяют экономить время за счет улучшений процессов.
— Мы планируем использовать GPT для генерации разнообразных ответов преподавателей в определенном тоне и формате, чтобы улучшать коммуникацию с учениками, — сказал он.
R&D-специалист онлайн-школы для детей и подростков Skysmart (входит в Skyeng) Влад Корнышев отметил, что развитие, которое придал искусственному интеллекту OpenAI, заставляет задуматься о будущем профессии учителя.
— Мы начинали когда-то с автопроверки ученических тетрадей, потом ввели распознание речи и оцифровку прогресса знаний учеников, — сказал он «Известиям». — А теперь смогли вывести изучение языка на новый уровень и запустить виртуального помощника, который поможет школьникам самостоятельно развивать разговорную практику.
Таким образом создается «некий экзоскелет учителя», снабженный всеми данными для построения персонального образовательного трека, говорит Корнышев.
Руководитель направления Digital в КРОС Иван Минаев отмечает, что нынешние версии нейросетей уже способны заменять некоторые профессии, и в будущем их количество только увеличится.
— Момент, когда одна из профессий будет практически на 100% выполняться нейросетью лучше, чем человеком, наступит в течение пары лет, — сказал он «Известиям». — Но я не думаю, что профессия преподавателя скоро исчезнет, точно не раньше программиста и копирайтера. Скорее нейросети станут незаменимым помощником учителей.
Руководитель онлайн-платформы Synergy Academy Александр Чальян считает, что когда ИИ достигнет серьезного уровня развития, профессия учителя вполне может быть заменена программой, виртуальным собеседником и т.д. Но это вопрос не самого ближайшего будущего.
Основатель благотворительного фонда «Эмпатия» Михаил Шелков замечает, что преподавание можно автоматизировать, если сводить функцию учителя только к объяснению материала и исправлению ошибок.
— Но что тогда от него останется? — задается он вопросом. — Похожие вопросы уже возникали, когда появились первые электронные переводчики: и хотя сегодня они способны давать достаточно качественный результат, сложные литературные тексты по-прежнему переводят люди. Думаю, что заменить учителя как наставника, равно как и научить ИИ эмпатии, невозможно. Алгоритмы и технологические решения могут экономить время педагогов, но они всё-таки второстепенны.
Профессор МГППУ Сергей Кулик не исключает, что замена преподавателей или их отдельных функций цифровыми двойниками могут коснуться «плохих преподавателей». А воспитательные функции, говорит он, пока нельзя передать искусственному интеллекту — хорошего преподавателя нейросети воссоздать не смогут.
Профессор кафедры психологии образования Института психологии и педагогики МПГУ Олег Баксанский поясняет, что нейросеть — это математическая модель, работающая по принципам нервной системы живых организмов, которая должна решать задачи, в которых нет изначально заданного алгоритма действий и спрогнозированного результата.
— Но насколько мы продвинулись в создании различных нейросетей? — рассуждает он. — Основная проблема состоит в том, что мы еще очень плохо понимаем алгоритмы осуществления человеческих познавательных функций, а потому задача их воспроизведения еще крайне далека от своей реализации, поэтому разного рода футурологические прогнозы часто выдают желаемое за действительное.
По его словам, за функционированием нейросетей пока необходим постоянный экспертный контроль.
Главный аналитик Центра искусственного интеллекта МФТИ Игорь Пивоваров подчеркивает: важно понимать, что не искусственный интеллект заменяет человека, а какой-то конкретный человек принимает решение об этом. И бояться надо не ИИ, а людей, которые принимают такие «жесткие и неэтичные решения».
Игорь Пивоваров считает, что нейросети могут заменять учителя в каких-то простых базовых вещах: например, при проверке ошибок в сочинениях.
— Профессия трансформируется и станет направляющей, нежели передающей знания, — согласен с ним Влад Корнышев из Skysmart. — ИИ не обладает эмпатией, точно не поможет в развитии 4К (кооперация, коммуникация, критическое мышление, креативность), которые являются неотъемлемым атрибутом профессий будущего. Педагогический опыт, метапредметный подход, знание способностей и слабых сторон ученика — всё это невозможно заменить.
Анастасия Шишова предполагает, что нейросеть имеет огромный потенциал в образовании, причем не только в EdTech, но и в общеобразовательных школах и вузах.
— Важное свойство нейросетей — анализ большого объема данных по успеваемости учащихся, их сильных сторонах и точках роста, — сказала она. — Учитель на основе этих сведений может принимать более обоснованные решения по поводу методов обучения и получать рекомендации по подбору материалов для разных учеников.
Кроме того, нейросети помогут в создании учебных материалов, например, в начальной школе, где важна геймификация и яркая визуализация, говорит Анастасия Шишова. Она сравнивает GPT-4 с открытием электронных библиотек, интернета, калькулятора или компьютера, которые педагогов не заменили, но видоизменили сам процесс обучения.
Сергей Кулик из МГППУ считает, что настанет время, когда почти каждый педагог будет активно использовать средства на базе нейронных сетей. А руководитель направления «Управление» и программ педагогических практик в Skillbox Кирилл Прудников замечает, что на плечи педагогов настоящего и будущего ляжет грамотная интеграция искусственного интеллекта в образовательный процесс. Развитие навыков работы с ИИ потребуется и от учителей, и от учащихся, важно будет уметь вводить корректный запрос, дорабатывать его при необходимости, ставить задачи.
Игорь Пивоваров из МФТИ подчеркивает: главное, чтобы преподаватель был готов к вхождению ИИ в школу, знал, как с ним работать.
— Тогда учитель сможет сосредоточиться на самом важном, чего, мне кажется, в российском образовании пока не достает — не работать с классом, как с 40 одинаковыми людьми, а увидеть в каждом его таланты и способности, — говорит он. — Базовые вещи будут брать на себя технологии, а учителя будут работать с людьми.
Однако этому нужно обучать. Многие же учителя — особенно возрастные — привыкли к модели образования, когда человек преподает в соответствии со знаниями, полученными еще в университете: мир тогда менялся не так быстро, как сейчас.
— По сути, теперь надо учиться всё время, а педагоги должны учиться быстрее всех, — сказал Игорь Пивоваров.
Директор по науке и технологиям Агентства искусственного интеллекта, преподаватель курса «Введение в искусственный интеллект и разговорные боты» РАНХиГС Роман Душкин также считает одной из самых больших проблем необходимость для педагогов адаптироваться к новым методам обучения и внедрять инновационные технологии в образовательный процесс. И наоборот — учащиеся могут слишком полагаться на системы искусственного интеллекта и потерять способность самостоятельно решать проблемы и творчески мыслить.
— Это может привести к отсутствию инноваций в будущем и нехватке рабочей силы для решения новых и сложных задач, — сказал он. — Педагогам важно найти баланс.
Роман Душкин отмечает, что существует ряд рисков, связанных с использованием в образовании систем генеративного искусственного интеллекта (ГИИ), особенно в начальных и средних школах.
— Системы ГИИ могут быть не в состоянии полностью понять сложность человеческого мышления и поведения и не смогут обеспечить персонализированное и эффективное обучение, — сказал он «Известиям». — Системам на основе ГИИ также может не хватать способности понимать контекст или культурные особенности, что может привести к культурной предвзятости в учебных материалах и оценках.
Другой проблемой он считает сокращение человеческого взаимодействия и вовлеченности из-за использования технологий, что может негативно сказаться на развитии социальных и эмоциональных навыков у учащихся.
— В целом важно осторожно подходить к использованию ГИИ в образовании и учитывать потенциальные риски и преимущества, прежде чем внедрять системы на основе ГИИ в школах, — сказал Роман Душкин. — Важно убедиться, что системы ГИИ разрабатываются, тестируются и внедряются с соблюдением конфиденциальности и безопасности.
Также существует проблема обеспечения точности и этичности информации, генерируемой системами ГИИ, указывает он. Нейросети обучаются на огромном количестве данных, и существует риск, что в такие модели может быть включена предвзятая или неэтичная информация.
— При этом, учитывая растущую популярность моделей ГИИ, важно, чтобы образовательные системы адаптировались к новым технологиям, внедряя программы, ориентированные на промпт-инженерию, — сказал Роман Душкин. — Это включает в себя постановку четких целей для использования этих моделей, обеспечение точности полученной информации и поощрение критического мышления и проверки фактов. Такой подход поможет сбалансировать преимущества использования ГИИ с необходимостью поддерживать высокий уровень образования.
Сергей Гурьянов