Соответствующее постановление опубликовано на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Реестр ИТ-расходов будет содержать свод документированной информации для принятия решений по управлению этими расходами, включая их согласование и проверку. Его будет формировать и вести Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Также в оценке расходов будут участвовать Министерство финансов, Министерство здравоохранения и Министерство труда и социальной защиты в части расходов государственных внебюджетных фондов.
Будут запрещены ИТ-расходы за счет средств федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов, если информация о них не включена в реестр ИТ-расходов.
Согласно пояснительной записке, к ИТ-расходам будут относиться затраты, согласование которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы управления государственными внебюджетными фондами, а также расходы, производимые другими распорядителями и получателями бюджетных средств. Кроме того, под ИТ-расходами подразумеваются любые затраты из федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов на реализацию мероприятий по развитию, внедрению, эксплуатации и выведению из эксплуатации информационных систем, включая государственные и муниципальные информсистемы, компоненты информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, а также программные и программно-технические комплексы и другие виды ИТ.
Для них должна производиться закупка товаров, работ и услуг; предоставление субсидий (грантов) автономным и бюджетным учреждениям, казенным учреждениям, а также другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям; предоставление субсидий госкорпорациям и компаниям на капитальные вложения в создание и эксплуатацию государственных информсистем при условии, что они определены операторами этих систем.
По данным АНО "Цифровая экономика", в 2019-2023 гг. в России потрачено 605 млрд руб. на реализацию программы "Цифровая экономика". "Расходование такого значительного объема денежных средств предполагает создание открытой и точной системы контроля за финансированием цифровизации госсектора", - считает партнер и руководитель практики разрешения споров и банкротства юридической компании "Инноправо" Павел Селюнин.
Павел Селюнин утверждает, что в настоящее время в России не существует отраслевых реестров расходов публичных финансов. По его словам, расходы, осуществляемые за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, возможно отследить, проанализировав реестры расходных обязательств, которые обязаны вести все органы публичной власти (ст.87 Бюджетного кодекса РФ).
"Реестр расходных обязательств составляется по форме, утвержденной Минфином, и в упрощенном виде представляет таблицу, в которой слева указано правовое обоснование осуществления расходов, по центру - код бюджетной классификации (КБК), а справа - сумма расхода. КБК - это специальный цифровой код, используемый для классификации и учета доходов и расходов в госсекторе", - рассказал Павел Селюнин.
Однако есть проблема, что денежные средства, отраженные по КБК как "нецифровые", могут фактически расходоваться на цифровизацию, поэтому сложившаяся система не позволяет отслеживать все средства, потраченные на ИТ-сферу.
Юрист интеллектуальной практики Nordic Star Ольга Нечаева рассказала, что с 2019 г. существует проект "Госрасходы" от Счетной палаты, в рамках которого можно получить информацию о бюджетных затратах. Однако на данный момент он недоступен. В некоторой степени с помощью утвержденного плана госбюджета, доступного на сайте Госдумы, можно отследить ИТ-расходы уже сейчас. "Однако ИТ-реестр предполагает более подробное знакомство с ИТ-расходами", - рассказала юрист.
Анна Швецова