Популяризация качественного российского оборудования и ПО, протестированного и готового к внедрению, – ключевой фактор быстрого перехода к технологической независимости страны. В том числе, это касается телекоммуникационной отрасли, в которой заказчики исторически ориентировались на зарубежные решения. Сегодня в индустрии телекома большое количество отечественных производителей, готовых решений и успешных проектов. Российские вендоры готовы занять освободившиеся после ухода западных компаний ниши, а системные интеграторы – поддержать их и наращивать компетенции в области новых продуктов. Конкурс «Импортозамещение в телекоммуникациях» дает возможность участникам рынка рассказать экспертному сообществу и широкой аудитории о своих достижениях.
Комментирует Мария Бобцова, директор по развитию бизнеса ФЛАТ ПРО, соорганизатора конкурса.
Как возникла идея конкурса? Были ли какие-то предпосылки – очевидная потребность заказчиков, инициативы государства и т. д.?
– Идея конкурса возникла по итогам нашего общения с технологическими партнерами. Основной вопрос, который обсуждался – как российский вендор может помочь своим партнерам с освещением их компетенций и поиском заказчиков, особенно в регионах? Очевидно, что простое выделение финансовой помощи со стороны вендора на рекламные кампании – не самый эффективный метод. Не у всех небольших системных интеграторов в штате есть маркетологи, готовые этот бюджет освоить. С другой стороны, заказчики, выбирая то или иное решение, регулярно спрашивают о том, кто уже его использует. Рассказ о возможностях и компетенциях системного интегратора в конкретной области вкупе с историей успешного внедрения решения у заказчика показался нам оригинальной идеей, которая должна сработать на всех направлениях, независимо от масштаба компании-участника или реализованного проекта. С этой идей мы пришли в «Экспоцентр», там она была доработана и превратилась в тот конкурс телекоммуникационных проектов, который мы знаем.
Мария Бобцова, директор по развитию бизнеса ФЛАТ ПРО.
Фото предоставлено компанией «ФЛАТ»
Участие с конкретным проектом подразумевает, что большинство заявок, по идее, должны быть совместные – вендора конкретного продукта и интегратора. Кому из них лучше всего подавать такого рода заявку?
– Изначально конкурс направлен на продвижение компетенций и возможностей интегратора, поэтому заявки в первую очередь мы ждем от них. Если же вендор сам участвовал во внедрении, он, конечно же, может подать заявку на конкурс самостоятельно. Если проект был совместным, мы бы рекомендовали подавать заявку именно от системного интегратора, чтобы показать его компетенции по внедрению, а не просто рассказать о продукте вендора.
Может ли подать заявку сам заказчик, если он внедрял решение собственными силами?
– Пока у нас такой практики не было, но это возможно. Такие заявки будут приниматься на конкурс на общих основаниях. При этом стоит понимать, что один из ключевых критериев оценки проекта – тиражируемость и применимость предложенного решения в рамках отрасли или за ее пределами. Заказчик самостоятельно тиражировать свой проект вряд ли станет.
Какие в целом телеком-решения сегодня наиболее востребованы в каждой из отраслей, указанных в номинациях?
– Флагманом из того, что мы видим по запросам и откликам, стало создание «гибридных» сетей связи, в рамках которых работает и ранее созданная инфраструктура, и добавленные к ней российские телекоммуникационные платформы, готовые в любой момент принять полное управление сетями связи на себя. Заказчики ищут на рынке инфраструктурные решения, на которые можно мигрировать с наименьшими потерями. Радует, что интеграторы готовы предлагать в этом направлении рабочие кейсы.
Какова динамика подачи заявок на сегодня? Какое примерно количество заявок вы ожидаете всего?
– Заявлений о намерении участвовать в конкурсе у нас много – по итогам ожидаем всего около 40-50 проектов на конкурс. Хотелось бы порекомендовать участникам не откладывать подачу заявки на последний день. В прошлом году мы получили очень много проектов на проверку к полночи 1 апреля – это сильно усложнило работу организаторов.
Какие номинации конкурса наиболее популярны?
– Самые активные отрасли, как и ожидалось, – те, для кого импортозамещение является жизненной необходимостью и где работа на импортном оборудовании несет критические риски: энергетика, госуправление, транспорт, силовые структуры.
Может ли одно и то же вендорское решение быть представлено в разных проектах и разных номинациях?
– Конечно, может. Если оно востребовано и внедряется во всех отраслях – мы этому рады и готовы от каждого системного интегратора или вендора принять хоть по десять заявок, по одной в каждую номинацию. Еще раз хочется сделать акцент: у нас конкурс реализованных проектов, а не вендорских решений. Поэтому, если вендор смог построить свою партнерскую сеть таким образом, что на конкурс даже в одну номинацию будет подано 3-5 заявок, реализованных разными интеграторами на базе решений одного вендора, мы их все примем. Это будет означать для потенциальных заказчиков только одно: решения данного вендора реально в отрасли востребованы и отлажены, и стоит на них обратить внимание, выбрав для внедрения того интегратора, компетенции которого ему больше всего подходят.
Номинация «Инновационные решения в телекоммуникациях» выделяется среди остальных тем, что не «привязана» ни к одной отрасли. Какого типа здесь ожидаются заявки?
– Категория «Инновации» появилась в прошлом году, так как были проекты, которые напрямую нельзя отнести ни к какой отрасли. В этом году ее назначение не изменилось. Если у вендора или интегратора есть проект, который он реализовал, но точно не может его классифицировать, – считаем его инновационным и даем возможность представить его на конкурсе в этой номинации.
Как организаторы будут сотрудничать с лучшими проектами по окончанию мероприятия, продвигать?
– В целом проекты на конкурсе, если они сделаны профессионалами, работают сами на себя. Например, в прошлом году проект, победивший в номинации «Транспорт», представитель Минтранса, присутствовавший в жюри, забрал в проработку на уровне министерства. Это отличный пример того, какую реальную пользу участнику может принести конкурс. Также сами системные интеграторы всегда могут использовать данные кейсы в своих PR компаниях, подтверждая свои возможности и компетенции не только дипломом победителя конкурса, но и реальным публичный кейсом.
Планируется ли проводить такой конкурс ежегодно?
– Конкурс будет проводиться до тех пор, пока мы будем видеть живой интерес к нему у интеграторов и участников телеком-рынка.
Тематика конкурса. Фото предоставлено компанией «ФЛАТ»
Конкурс проводится уже второй год подряд и преследует несколько стратегических целей: выявление лучших проектов с участием импортонезависимых решений в области телекоммуникаций в различных отраслях, которые можно в дальнейшем масштабировать; формирование перечня готовых работающих российских решений для конечных пользователей; информирование коммерческих организаций и предприятий госсектора об успешных практиках обеспечения технологической независимости в России. Активная передача опыта, по мнению организаторов, способствует развитию цифровизации отраслей и российского ИТ-рынка в целом.
Условия участия. Фото предоставлено компанией «ФЛАТ»
На конкурс принимаются проектные решения, полностью или частично реализованные с использованием российского телеком-оборудования и ПО. В качестве участников могут быть заявлены системные интеграторы, разработчики, а также сами заказчики проекта (подробнее о нюансах – см. ниже в ответах эксперта).
Конкурс проводится по десяти номинациям: «Лучший проект в сфере ТЭК», «Лучший проект в сфере Государственного сектора», «Лучший проект в сфере Здравоохранение», «Лучший проект в сфере деятельности Минкультуры России», «Лучший проект в сфере Образования», «Лучший проект в сфере Услуг/Ритейл», «Лучший проект в сфере Финансы», «Лучший проект в сфере Промышленность», «Лучший проект в сфере Транспорт», «Инновационные решения в телекоммуникациях».
Поддержка конкурса. Фото предоставлено компанией «ФЛАТ»
С 1 февраля по 1 апреля 2024 года заявки участников и конкурсные материалы принимаются на электронную почту организаторов. С 1 по 10 апреля 2024 года проводится экспертиза проектов и определение победителей. 23 апреля 2024 года победители будут объявлены на форуме «Лучшая практика по импортонезависимости в сфере телекоммуникаций» в рамках деловой программы международной выставки «Связь-2024».
Оценкой кейсов займется экспертное жюри, состоящее из представителей ИТ-компаний, отраслевых сообществ и образовательных учреждений. Критериями оценки станут процент российского оборудования в техническом ядре проекта; уникальность технического и программного решения; комплексность решения (количество наименований оборудования и ПО, составляющего техническое ядро); оценка заказчика; возможность доработки оборудования или ПО под нужды заказчика; возможность проведения обучения заказчика; срок гарантийного обслуживания в соответствии с проектом; соответствие проекта отраслевым стандартам; оригинальность проекта; потенциал масштабирования проекта в отрасли.
Изображение к лиду - freepik.com