Минцифры докрутит «Макса» к Новому году

Мин­циф­ры РФ до кон­ца 2024 г. за­пус­тит бе­та-вер­сию ИИ-по­мощ­ни­ка, улуч­шив чат-бо­та "Мак­са" на "Го­сус­лу­гах". По­мимо это­го, ве­домс­тво внед­ряет ИИ для борь­бы с фро­дом, а имен­но для выяв­ле­ния ано­маль­но­го по­веде­ния поль­зо­вате­лей. Эк­спер­ты от­ме­тили, что внед­ре­ние ИИ для борь­бы с мо­шен­ни­чес­твом яв­ляет­ся эф­фек­тив­ным инс­тру­мен­том.

Во время пленарной дискуссии на форуме "Инфотех-2024" министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры) Максут Шадаев рассказал о том, что он видит гигантский потенциал использования искусственного интеллекта (ИИ) в процессе предоставления "Госуслуг": "Прежде всего — возможность дать очень быстрый, точечный ответ на любой вопрос, связанный с получением услуги. Мы уже интегрировали российские модели и с начала 2024 г. проводим закрытые тестирования, чтобы в конце года открыть бета-версию. Мы видим классные результаты, как может помочь ИИ нашему пользователю в ответах на вопросы и как правильно его снавигировать. Параллельно мы внедряем ИИ для борьбы с фродом — он выявляет аномальные паттерны поведения пользователей. Таким образом, ИИ поможет максимально сокращать неприятные инциденты".

Представитель пресс-службы Минцифры сообщил корреспонденту ComNews, что у ИИ большой потенциал для диалога с пользователем: "Ассистент "Госуслуг" робот "Макс" уже отвечает на вопросы пользователей. Но мы стремимся к тому, чтобы он отвечал более точными и краткими фразами, ориентируясь на конкретные вопросы пользователей и их жизненные ситуации. Это поможет сократить путь пользователя, время на поиск нужной информации или услуги".

Представитель пресс-службы Минцифры пояснил, что для этого ведомство провело большую работу: интегрировало, настроило и дообучило несколько крупнейших российских LLM-моделей: "Они показывают более высокий уровень точности ответов, особенно когда речь идет о сложных формулировках. Мы планируем еще существенно увеличить точность ответов, сделать их более персонализированными и запустить бета-версию уже к концу года".

Еще в феврале 2024 г. Максут Шадаев говорил о том, что Минцифры планирует в 2024 г. начать внедрение на портале "Госуслуги" технологии GPT для консультации граждан: "Государственные услуги будут оказываться онлайн. Это означает, что в момент обращения гражданин сможет сразу получить результат. При этом мы считаем, что нужно развивать проактивные услуги, которые могут оказываться без обращения, а все консультации должен выполнять GPT, заполняя за человеком необходимые заявления".

"Это будет российская языковая модель, интегрированная в цифрового помощника портала — робота "Макса". Пример таких моделей — YandexGPT от от ООО "Яндекс", GigaChat" от ПАО "Сбербанк", - в феврале сообщало Минцифры.

В июне слова подтвердились: Максут Шадаев на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) говорил о том, что для интеграции ИИ в робота "Макса" Минцифры тестирует две разработки — от "Яндекса" и от "Сбера": "Сравниваем, смотрим. Закрытое тестирование пока".

Технология GPT позволит роботу "Максу" более гибко отвечать на вопросы пользователей. Например, он может кратко и понятно объяснять, как подать заявление на получение паспорта или оплатить налоги. "Робот Макс трансформируется от основного источника получения информации до основного источника получения госуслуг. Он уже выполняет значительную часть функций поиска и техподдержки, обрабатывая около 80% обращений. Также с помощью "Макса" можно получать некоторые услуги в диалоговом режиме. И это диалог не с госслужащим, а с роботом. К 2030 г. запланировано вывести еще более 200 подобных услуг. Думаю, тот, кто уже опробовал диалоговый режим (например, получение выписки ЕГРН) понял, что к другому качеству оказания услуг он просто пока не готов", - написала эксперт цифровой трансформации госсектора Людмила Богатырева в Telegram-канале.

Основные модели ИИ в РФ: какая из них может быть в основе скелета "Макса"

Основатель компании ООО "Дисайт" (Dsight) Арсений Даббах рассказал корреспонденту ComNews, что основные модели ИИ в РФ есть у "Яндекса" - это YandexGPT ("Шедеврум"), у "Сбера" - (Gigachat, Kandinsky): "Есть также похожие решения еще у нескольких компаний - ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), JustAI, ООО "ВК" (VK). Полагаю, что выбор может упасть на GigaChat от госбанка. Но в части функционала YandexGPT Support выглядит выигрышнее".

Президент ассоциации "Национальный фонд искусственного интеллекта" Татьяна Бенуа рассказала о том, что моделей ИИ в России довольно много, но не все из них доступны для внешних пользователей: "Большинство моделей разработаны для нужд внутри корпораций (аналитика, видеоаналитика, языковые модели, цифровые двойники, ИИ-ассистенты в различных бизнес-процессах). О планах и сроках готовности релиза на "Госуслугах" сложно судить, так как нам неизвестны результаты тестирования. Одно могу сказать, что процесс неизбежен, учитывая прогресс и уровень цифровизации в России, о которой с завистью говорят многие страны, включая европейские".

Коммерческий директор ООО "Девелоника Продакт Разработка" (ГК Softline) Роман Смирнов рассказал о том, что интерес к генеративному ИИ находится на высоком уровне во всех направлениях проектов, в том числе и у госссектора: "В России есть несколько крупных игроков с собственной разработкой и еще десятки, если не сотни компаний, которые берут мировые open-source модели, обогащают их данными, связанными с российской спецификой, а после – используют в проектах внутри бизнеса. Лидерами среди тех, кто создает решение с нуля, безусловно, являются "Яндекс" и "Сбер". Эти компании вкладывают много ресурсов и данных в обучение и российских моделей и именно поэтому они наиболее известны бизнесу и обществу".

Насколько практичен "Макс"

24 июля замминистра обороны РФ, председатель фонда "Защитники Отечества" Анна Цивилева по итогам совещания по подготовке всероссийского цифрового форума фонда "Защитники Отечества" сообщила о том, что чат-бот портала "Госуслуг" робот "Макс" дал 510 тыс. ответов на запросы пользователей, 60% из них удовлетворены ответами.

Татьяна Бенуа поведала о том, что из личного недавнего опыта взаимодействия с "Максом" она была приятно удивлена, так как еще полгода-восемь месяцев назад она была не очень удовлетворена подборками по ее запросам: "На данный момент с первого запроса я нашла нужную мне услугу, хотя точного ее наименования в каталоге не знала".

Про фрод

Руководитель научной группы "Доверенные и безопасные интеллектуальные системы" института ИИ (AIRI) Олег Рогов считает, что внедрение ИИ для борьбы с мошенничеством является эффективным инструментом, особенно учитывая, что злоумышленники все чаще сами используют ИИ для разработки сложных атак: "Современные методы мошенничества, такие как фишинговые атаки и закладки в данных, стали значительно более сложными благодаря применению технологий глубокого обучения и генеративных моделей, таких как GANs (Generative Adversarial Networks), которые используются для создания реалистичных поддельных документов или изображений".

Эксперт центра искусственного интеллекта АО "ПФ "СКБ Контур" Дмитрий Иванков считает, что использование ИИ для борьбы с фродом может быть очень и очень эффективным инструментом: "При этом важно помнить, что часто ИИ не является единственным универсальным решением и должен использоваться комплексно, вместе с другими методами безопасности".

Роман Смирнов считает, что борьба с фродом с помощью машинного обучения (особенно для банков и страховых компаний) – удобное и оптимальное решение, потому что в этих отраслях у бизнеса велик объем данных: "Мы занимаемся внедрением и кастомизацией аналогичных систем уже давно, поэтому видим, существующий запрос на ИТ-проектах как стандартный. Если говорить о применении именно генеративных моделей, то их внедрение с учетом уже существующих наработок под разные индустрии также может повысить эффективность в противостоянии злоумышленникам и в поиске небезопасного паттерна поведения пользователя".

Алек­сей Ми­колен­ко

Тематики: Регулирование, Web

Ключевые слова: Госуслуги, Минкомсвязь , чат-боты, Нейросети