По словам начальника отдела информации и внедрения проектного офиса Администрации Губернатора Санкт-Петербурга Дмитрия Рылова, основная сложность для сотрудников исполнительных органов государственной власти при осуществлении проектной деятельности — в необходимости оптимально объединять принципы бережливого управления, эффективности и клиентоцентричности в национальных, федеральных и региональных проектах. Кроме того, трудоемкой задачей является учет проектов, отличающихся по типам и уровням, и формирование отчетности по каждому из них.
В целях управления всем многообразием проектов в проектном офисе Санкт-Петербурга была внедрена Информационная система управления проектами, в которой были консолидированы данные о проектах всех возможных видов и типов: ведомственных, приоритетных (под контролем губернатора), проекта «Эффективный регион» и других.
Реализованная система позволяет в режиме «единого окна» с помощью удобных дашбордов вести управление проектами разных видов на всех этапах их жизненного цикла: от планирования и инициации до завершения и отчетности по ключевым показателям. Также к функциям ИСУП относятся контроль финансовых затрат и трудовых ресурсов, управление рисками и другие.
Напомним, летом 2024 года на рабочем совещании с членами городского правительства губернатор Александр Беглов поделился статистикой работы ИСУП в рамках выполнения в 2023 году мероприятий государственной программы «Повышение эффективности государственного управления в Санкт-Петербурге». По его данным, за отчетный период в системе проводился мониторинг реализации 41 регионального, 38 ведомственных и одного приоритетного проекта.
По мнению руководителя направления компании «Нетрика» Натальи Литвиненко, основной целью доработки системы, с учетом поставленных клиентом задач, стало «приземление» процессного и бережливого управления на уровень информатизации. С одной стороны, команде разработчика необходимо было реализовать стандартные инструменты и артефакты работы с проектами, а с другой — учесть специфику, определяющуюся различными типами проектов, существующих в регионе. Для этого специалистам предстояло описать эти типы в виде KPI, целевых показателей, бюджетов, свести эти параметры в единую иерархию, обеспечив стандартизацию ведения всех типов проектов.
Руководитель направления ИВЦ компании «Нетрика» Наталья Литвиненко на форуме «ИТ-Диалог 2024».
Фото: Елизавета Клейн / spbIT.ru
«Стандартизация облегчает работу сотрудникам: дает возможность не совершать лишние действия и упрощает формирование отчетности. Чем более стандартизированы вводимые данные, тем легче на основании этих данных формировать отчетность, проводить мониторинг и аналитику», — прокомментировала Наталья Литвиненко.
На этапе инициации и создания проекта в системе используются шаблоны, позволяющие пользователю выбрать определенный тип проекта и действовать далее в соответствии с этим шаблоном. Такой подход позволяет формировать все проекты определенного типа по одной методологии и в единообразном виде. Кроме того, для создания проекта и заведения его карточки требуется всего несколько простых шагов. Всё это существенно упрощает процедуру его согласования, управление и последующую аналитику.
Еще одно преимущество системы — единый модуль мониторинга, необходимый для отслеживания хода проектов разного уровня и разных типов.
«Нетрика» как компания-разработчик понимает клиентоцентричность как возможность максимально отвечать на запросы пользователей и заказчиков. Однако, если речь идет о проектном офисе Санкт-Петербурга, к этому добавляется «опосредованная клиентоцентричность» — поддержка работы с социально значимыми проектами. Цифровой инструмент должен быть удобен для выполнения подобных задач — отметила Наталья Литвиненко.