— Иван, меняется ли на протяжении последних 1-2 лет ситуация с возможностью экспансии российских ИТ-компаний в дружественные страны? Если да, то что это за изменения, с чем они связаны?
— За последние несколько лет Россия набрала темпы развития ИТ и взяла курс на заключение партнерств с новыми странами. Опыт, полученный российскими ИТ-компаниями в процессе перехода на отечественные аналоги западных решений и обеспечения цифрового суверенитета, стал востребован во многих странах мира. При этом каждое государство стремится сохранить технологическую независимость от других государств, особенно в отношении критической инфраструктуры внутри страны.
Развитие ИТ в России идет параллельно с преодолением серьезных вызовов. Российские компании, в том числе Bercut, как правило, готовы открыто делиться опытом с дружественными странами, а также технологиями и best practice, помогая партнерам ускорять темпы их импортозамещения. Однако покупка у другой страны ее разработок и переиспользование ее технологий не позволит государству стать полноценно импортонезависимым. В условиях, когда каждой стране необходимо создавать что-то свое, сотрудничество между игроками из разных регионов в стандартной вендорской модели и приобретение типовых коробочных решений сегодня уже не так актуальны.
Иван Рыль, директор по развитию BSS компании Bercut.
Фото: Bercut
Bercut придерживается подхода по созданию совместных предприятий в части сотрудничества между дружественными странами. Такая форма взаимодействия позволяет участникам предприятий адаптировать, а иногда и разрабатывать вместе с российскими коллегами, ИТ-продукты и внедрять их на собственный локальный рынок. Таким образом страны-партнеры могут взращивать свою собственную экспертизу и расширять штат сотрудников, получая возможность в условиях сохранения технологического суверенитета адаптировать проверенные успешные наработки российских компаний под реалии своего рынка. И, что особенно важно для любого иностранного партнера, — при запуске совместных предприятий с поставщиками из России компания остается владельцем созданных общими усилиями продуктов и технологий. Этому не могут помешать никакие внешние геополитические и любые другие факторы. Насколько известно Bercut, никто из зарубежных компаний такого ранее не предлагал.
— На каких рынках стран Юга и Востока у компаний, работающих в вашем сегменте, уже есть партнерские договора, продажи? А какие новые рынки сейчас открываются? Что способствует взаимному интересу?
— Bercut активно развивает отношения с большинством стран на Востоке и Юго-Востоке континента, среди них Афганистан, Туркменистан, Сирия, Армения, Казахстан, Таджикистан и Кот-д'Ивуар. В рамках 2024 года Bercut начал делать первые шаги к сотрудничеству с коллегами из Гамбии, Йемена, Ирана, Кубы и Индии. Все эти страны открыты к развитию бизнеса с Россией и заинтересованы в своем технологическом развитии.
Партнерству с новыми регионами во многом способствуют их хорошие и взаимовыгодные отношения с Россией. Политическая обстановка напрямую влияет на темпы экспансии отечественного кода в другие страны. Чем более развиты отношения между странами, тем больше проводится совместных мероприятий, форумов и конференций, где у их представителей есть возможность синхронизироваться. Кроме геополитической ситуации, при выборе территории для экспансии важно объективно оценивать моральную готовность бизнеса и ИТ-сообщества страны к инновациям, а также технологическую зрелость рынка.
— Какие российские продукты особенно интересны зарубежным партнерам? Расскажите об опыте вашей компании в этом направлении.
— Зарубежные партнеры заинтересованы в разностороннем развитии локального ИТ-рынка, отсюда готовность изучить практически все предлагаемые им решения. Если выделять особенно интересующие области, то это инфраструктурные решения, например, виртуализация, системы поддержки бизнеса, или BSS, автоматизация бизнес-процессов. Отдельный трек обсуждений Bercut с представителями других стран всегда связан с задачей интеграции и обмена данными при помощи шины данных — ESB (англ. enterprise service bus). Эта программная платформа позволяет привести большой парк систем и различных разрозненных приложений к единому порядку, а также создать новые бизнес-процессы и продукты, что актуально для каждой страны и компании практически на любом этапе зрелости ИТ.
Также зарубежным коллегам очень интересно направление кибербезопасности, что логично на фоне из года в год растущего числа киберугроз и киберпреступлений. Как показывает опыт переговоров, во всех дружественных странах есть повышенный спрос на продукты для развития банкинга. Россия уже заслужила статус самой продвинутой страны в мире с точки зрения развития финтеха, поэтому наш опыт интересен и вызывает доверие у других стран. Bercut предлагает им решение Unified Payment System (UPS), которое связывает банковский и мобильный счета абонентов. Системы, которые позволяют тарифицировать различные сервисы, в свою очередь, также востребованы в банках. Bercut готов кастомизировать под потребности стран-партнеров свои решения, идти в совместное развитие и расширение функциональности. Однако в портфеле компании есть решения, которые будут применимы и эффективны для большинства стран даже в своем текущем виде. К таким решениям относится конвергентная биллинговая система IN@Voice – флагманский продукт Bercut. Решение инсталлировано и успешно решает актуальные задачи телеком-компаний в России и странах Центральной Азии. В частности, биллинг IN@Voice в парадигме Fixed Mobile Convergence (FMC) позволит телеком-операторам любой страны выйти на новый уровень сервиса, запуская конвергентные услуги для абонентов фиксированной и мобильной связи в рамках единого продуктового предложения. Мобильным операторам и промышленным компаниям наиболее развитых стран, помимо биллинговой системы, Bercut предлагает и сетевые элементы, такие как например PCRF, который играет роль в быстром запуске проектов с использованием 5G-сетей.
Компании из дружественных стран, которые активно двигаются в сторону импортозамещения, проявляют интерес к продукту Hybrid Integration Platform (HIP) Bercut — платформе, которая выполняет непосредственно роль ESB, то есть помогает компаниям самостоятельно, быстро и бесшовно переходить с одного ПО на другое, создавать продукты и автоматизировать бизнес-процессы организации.
— Ваше видение дальнейших перспектив отечественных ИТ-компаний на зарубежных рынках. Во сколько раз могут увеличиться продажи за рубеж, как это повлияет на отечественный ИТ-рынок?
— На новых территориях российские компании конкурируют с западными вендорами, что дает дополнительный буст в развитии отечественных решений и технологий. В ходе работы на внешних рынках российское ПО обрастает новой функциональностью, которая отвечает потребностям рынка каждой конкретной страны. Расширение возможностей отдельно взятого решения и повышение его зрелости положительно сказывается на развитии ИТ в России в целом. Это, в свою очередь, способствует привлечению внешних инвестиций. Команда Bercut уверена, что по мере продвижения ИТ-экспансии в дружественные страны, между партнерами будут складываться понятные эффективные отношения, и в итоге процесс год к году будет идти быстрее и проще.
По мере развития ИТ, перенятия опыта России, достижения определенной технологической зрелости, каждая страна будет стремиться уходить от совместных предприятий в сторону полноценной собственной разработки. Это вполне логичный путь с учетом того, что цель создания совместных предприятий и заключается в том, чтобы более зависимый партнер рано или поздно стал работать автономно. Другой вопрос, как долго может продлиться этот цикл. По мнению Bercut, он может занять несколько десятков лет, до следующего масштабного витка эволюционного развития технологий в мире.
В любом случае модель поставки российских ИТ-продуктов в другие страны будет меняться, возможно не один раз. При этом Россия и страны Юга и Востока движутся по направлению к друг другу, что создает хорошие перспективы для построения технологических партнерств, значительно усиливающих каждого из участников.
— Большое спасибо за беседу!