Законопроект направлен на реализацию пунктов 5, 6, 9 – 14 Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития АО "Почта России", утвержденного заместителем председателя правительства РФ – руководителем Аппарата правительства РФ Дмитрием Григоренко 23 декабря 2024 г. № ДГ-П10-45355. В отчете о проведении оценки регулирующего воздействия законопроекта траты субъектов регулирования на соблюдение содержащихся в проекте закона требований, за шесть лет с предполагаемой даты вступления в силу документа, могут составить 1,7 млрд руб.
В Telegram-сообщении Минцифры сказано, что в рамках законопроекта будет реализован ряд мер:
Также для улучшения обслуживания граждан "Почта" усовершенствует графики работы отделений, и маркетплейсы смогут доставлять товары через "Почту России" — отделения почтовой связи будут выполнять функцию пункта выдачи заказов (ПВЗ).
Представитель пресс-службы "Почты России" сообщил корреспонденту ComNews, что законодательные инициативы своевременны и значимы для развития почтового оператора: "Разрабатываемые меры позволят углубить социальную функцию "Почты", сохранить равный доступ к услугам для всех граждан, вне зависимости от того, в каком уголке страны они проживают, а также продолжить улучшать качество обслуживания, развивать и модернизировать почтовую сеть".
Директор департамента "Оптовая и розничная торговля" ООО "Рексофт" Роман Соколов считает, что изменения во многом направлены на усиление "Почты России" как ключевого игрока на рынке e-commerce и логистики. Роман Соколов напомнил, что с 2019 по 2024 гг. российский рынок e-commerce вырос в 7,5 раз.
"За последние пять лет наиболее заметный рост в этой сфере наблюдался в таких направлениях, как FMCG — благодаря удобству покупок и расширению ассортимента, аптечный онлайн-бизнес (e-pharma) — за счет увеличения спроса на лекарства и БАДы. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) в этих категориях достиг в среднем 50%. Акцент на эти направления мы видим в проекте федерального закона по поддержке и развитию "Почты России" - электронные платежи без комиссий, работа отделений в качестве ПВЗ с маркетплейсами, возможность продажи безрецептурных лекарств. Кроме того, продажа безрецептурных лекарств позволит нарастить выручку и повысить рентабельность отделений почтовой связи", - отметил Роман Соколов.
Представитель пресс-службы ООО "РВБ" (Wildberries) рассказал корреспонденту ComNews, что с 2024 г. маркетплейс начал активно выстраивать взаимодействие с "Почтой России". "Наше сотрудничество — важный стратегический шаг для Wildberrires по расширению зон присутствия по всей стране. Вместе со специалистами почтового оператора Wildberries активно участвует в быстром и качественном обучении сотрудников. Экспресс-курсы своевременно проходят все работники почтовых отделений". - сказал он.
9 апреля пермское издание "Новый компаньон" сообщило о том, что в отделения "Почты России" в Пермском крае поступило письмо с подписью заместителя начальника Пермского почтамта. В тексте сказано: "Нужно понять, почему у почтальонов мизерные продажи, и обязать их покупать продукты в местном отделении. Это должно помочь поднять продажи".
"Каждый почтальон в жизни пользуется минимумом продуктовой корзины, которую он должен приобретать в своем отделении почтовой связи для выполнения плана и для получения 6% с продаж, - сказано в письме. - "Минимальная корзина: греча, рис, макароны, тушенка, сладости, чай и кофе и т. д. Это минимум, который берут себе [почтальоны]. Почему у нас [есть] почтальоны, у которых ноль [продаж] или мизерные продажи?".
Подобную историю рассказал ComNews источник, который работает на почте в Астрахани: "У почтальонов план по продаже страховок: жизни, имущества, здоровья. План по продаже лотерейных билетов, мыла, порошка стирального и т.п. Основные клиенты - пенсионеры. В день выдачи пенсий руководство строго следит за продажами. Если план не выполнен, выкупают сотрудники и лотерею и стиральный порошок. Иначе зарплату сокращают".
В 2021 г. информационное агентство и редакция интернет-газеты "Правда-Урфо" рассказывало, что сотрудники "Почты России" в Нижнем Тагиле несколько месяцев оставались без премий. "Причиной невыплат стало невыполнение плана продаж товаров народного потребления населению. По словам сотрудников почты, выполнить поставленный план по реализации продуктов питания, бытовой химии и других товаров на 6 тыс. руб. в месяц физически невозможно", - сказано в сообщении агентства.
31 марта "Почта России" опубликовала финансовые результаты за 2024 г. Независимый финансовый советник Елена Савина рассказала, что ключевые направления "Почты России" показали разную динамику: "Доходы от почтовых услуг выросли на 4,4% (до 157,9 млрд руб.), в то время как торговая деятельность и денежные переводы оказались убыточными. Торговля принесла на 7,8% меньше (25,1 млрд руб.), финансовые услуги — на 12,3% меньше (8,9 млрд руб.). Убыток от продажи продуктов питания увеличился в два раза и составил 12,6 млрд руб. В итоге чистый убыток компании вырос в три раза до 20,6 млрд, когда в 2024 г. он составлял всего 7,1 млрд руб. Кроме того, по данным аудиторской отчетности в числе причин формирования убытков видятся неэффективное управление филиальной сетью, большой объем нерентабельных отделений с высокой кадастровой стоимостью, сокращение трансграничных посылок и выручки от них", - подчеркнула Елена Савина.
Алексей Миколенко