«Работа в России» досталась не всем

Го­сударс­твен­ная плат­фор­ма "Ра­бота в Рос­сии", цель ко­торой по­мочь соис­ка­телям и ра­бото­дате­лям най­ти друг дру­га в лю­бом ре­гио­не стра­ны, по ко­личес­тву ре­зюме проиг­ры­вает из­вес­тным джоб­бор­дам. Счет­ная па­лата выяс­ни­ла, что нес­мот­ря на вы­делен­ные средс­тва, плат­фор­ма раз­ви­вает­ся неэф­фек­тив­но. Эк­спер­ты и иг­ро­ки рын­ка рас­ска­зали, что не так с пор­та­лом и мо­жет ли он в бу­дущем ис­пра­вить ошиб­ки и стать мо­нопо­лис­том.

Среди причин представители палаты называют ошибки в работе системы, нарушения при ведении бухгалтерского учета, риски, связанные с информационной безопасностью. Ведомство проводило проверку с февраля по ноябрь 2022 г.

С момента основания в 2015 г. на развитие платформы затрачено 2,6 млрд руб. Три четверти от суммы приходится на последние три года. Рост расходов связан с пандемией: с 2020 г. платформа развивалась в сторону предоставления госуслуг для помощи в занятости в электронной форме. К окончанию проверки на "Работу в России" было переведено только две услуги из 12 запланированных. Однако пресс-служба Роструда сообщила ComNews, что позже, к нужным срокам, все услуги были введены.

Счетная палата указывает и на другие проблемы. Так, в мае 2021 г. Роструд начал использовать сервис сбора данных активности пользователей. Полученные сведения нужны для оптимизации подбора резюме и вакансий. Однако по состоянию на 1 декабря 2022 г. он не был введен в эксплуатацию. "В настоящее время все сервисы, которые были разработаны и прошли опытную эксплуатацию, введены в действие и используются на "Работе России", – дал комментарий представитель пресс-службы Роструда.

Также он сказал, что база вакансий "Работы в России" является крупнейшей : "Она содержит информацию о 1,6 млн вакантных рабочих мест, а количество пользователей превышает 16 млн. Как отмечают авторы отчета Счетной палаты РФ, 95 % от общей выборки сведений о вакансиях являются уникальными. Работа по актуализации сведений, повышению качества размещенной информации, развитию портала продолжается".

Ярослав Нилов, председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, заместитель руководителя фракции ЛДПР в Государственной Думе, отмечает: "Сервис объединяет 3,5 млн организаций и 55 млн работников. Но у того же HeadHunter – больше 61 млн резюме и интерфейс куда удобнее. Другое дело, что перед частными рекрутинговыми сайтами вроде HH не стоит таких масштабных задач, как перед "Работой в России". Комментарий относится к периоду проверки (февраль – ноябрь 2022 г.)".

Ильнур Мубараков, аудитор Счетной палаты Республики Татарстан, видит такие проблемы в работе сервиса: "Работодатели сообщают о невозможности подключения для выставления вакансий либо подачи отчетности. Отсутствует горячая линия портала, техническая поддержка не всегда оперативно реагирует на обращения".

С сервисом "Работа в России" интегрированы HeadHunter, Superjob и "Работа.ру" – резюме оттуда могут публиковаться на портале Роструда. Также база формируется центрами занятости страны. Максим Евдокимов, директор по продуктам hh.ru, на вопрос, может ли "Работа в России" стать монополистом на рынке, отвечает, что это вряд ли произойдет: "Работа России" не ставит задачи заменить или запретить все работные сервисы и сайты в стране, а скорее агрегирует информацию и предоставляет сервис одного окна. И эти цели понятны – государству хочется четко понимать, каковы спрос и предложение на рынке труда, как можно помочь, в какую сторону стоит развивать национальные образовательные программы. Но с точки зрения работодателя или нанимателя, агрегированный сервис не несет той пользы, которую предоставляют специализированные площадки".

Независимый эксперт ИТ-рынка Вадим Плесский считает, что у "Работы в России" много недочетов: "Сразу возникают вопросы по дизайну площадки и подходу к работе с пользователями. При открытии платформы выводится сообщение: "Продолжая пользоваться данным сайтом, я выражаю согласие Федеральной службе по труду и занятости на обработку моих персональных данных, в том числе с использованием метрических программ". Простому человеку совершенно непонятно, о чем идет речь, формулировки пугают. Наработанная клиентская база (в этом случае – зарегистрированные пользователи) является наиболее ценным активом. Никто не будет делиться им просто так, ведь наработка клиентской базы стоит больших денег, и это долгий процесс". Плесский отметил, что даже если портал начнет активно рекламироваться и "охотиться за кандидатами", то потребуется много времени, прежде чем их клиентская база станет сопоставимой с лидерами рынка.

Анастасия Овчаренко, директор практики high-tech Kontakt InterSearch Russia, думает, что "Работа в России" может стать популярной у работодателей и соискателей, если станет альтернативой походу в центр занятости. Однако маловероятно, что платформа будет монополистом: "Тот факт, что портал создало государство, не дает никаких дополнительных пользовательских преимуществ. Для того, чтобы все массово переключились с HH и SuperJob на "Работу в России", и она стала монополистом – ей нужна killer feature, за которой на платформу пойдут соискатели и работодатели. Компания HH очень много и долго инвестировала в продвижение и развитие, чтобы занять лидирующее место на рынке".

Ан­на Шве­цова

Тематики: Кадры, Регулирование, Web

Ключевые слова: веб-сервис, кадры, регулирование