Ученые Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (СПбМГТУ) изобрели роботизированное устройство, способное очищать от водорослей подводную часть корпусов судов.
Конструкторы пояснили, что подводные части судов в ходе эксплуатации буквально зарастают водорослями, а также другими организмами, обитающими в водной среде, что негативно влияет на эксплуатационные качества и увеличивает количество расходуемого топлива.
Организмы, нарастающие на подводной части кораблей, представлены не только водорослями, но и бактериями, червями, моллюсками, губками, кораллами, трубчатыми, морскими желудями и другие микроорганизмы. Так, например, при стоянке в тропиках колонии мшанок могут нарасти слоем в 2 мм буквально за несколько часов. Прицепляясь к морским судам в портах, все эти нарастания путешествуют по городам и странам, размножаясь в новых водоемах, что нарушает экологический баланс акваторий
По мнению ученых, проект позволит сэкономить средства на очистку судов, которые на данный момент очищаются силами водолазов или в доках. Нынешние способы очистки плохи ограниченным количеством доков, а также некоторой опасностью для водолазов, взаимодействующих с судами. Есть ещё варианты покрытия специальной токсичной краской, препятствующей обрастаниям, однако это также неблагоприятно для общего экологического фона.
Очистка с помощью роботов является менее затратным и более практичным, а вместе с тем – и экологичным способом. Сервисное судно подплывает к плавучему средству и подводит робота к борту. Такие роботы могут, цепляясь за корпус, перемещаться по обшивке судна либо других морских сооружений прямо в время рейдов, причем «путешествуют» они как по подводной, так и по надводной частям.
Зарубежные аппараты, созданные с подобными целями, не могут осуществлять работы прямо на рейдах, кроме того, их способы очистки менее экологичны, чем в петербургской разработке.
Сейчас перед разработчиками поставлены задачи расширить продуктовую линейку, дополнив ее роботами, способными очищать бассейны, а также роботами-уборщиками для очистки морских акваторий. Параллельно ведется проработка сервисного комплекса, в который войдут техническое судно для хранения и транспортировки роботов, системы диагностики и управления ими.