Сбербанк произвел тектонический сдвиг

Сбер­банк пе­ревел все бан­ко­маты и тер­ми­налы са­мооб­слу­жива­ния на про­цес­син­го­вую сис­те­му внут­рен­ней раз­ра­бот­ки. Дан­ная сис­те­ма поз­во­ляет про­водить пла­тежи не толь­ко по кар­там, но и с по­мощью био­мет­рии и мо­биль­ных ус­трой­ств. Как ут­вер­ждают в Сбер­бан­ке, это пер­вый слу­чай в Рос­сии пол­но­го пе­рево­да ус­трой­ств са­мооб­слу­жива­ния на внут­рен­ний про­цес­синг.

Управляющее ПО для банкоматов InterSphere включили в Реестр российского ПО еще в январе 2023 г. При этом данное ПО позволяло управлять не только банкоматами и терминалами, но и системами управления электронной очередью, кассами самообслуживания и другим оборудованием.

Первый заместитель председателя правления ПАО "Сбербанк" Александр Ведяхин заявил тогда, что данный продукт будет не только эксплуатироваться в группе "Сбер", но и предлагаться всему рынку: "Сбер — единственный российский банк, который разработал и получил регистрацию ПО для банковских устройств в реестре Минцфиры РФ. На InterSphere работает 80% программного обеспечения наших банкоматов, и мы рады предложить наш продукт рынку. Это поможет снизить зависимость от иностранных вендоров, сократить расходы на обслуживание, повысить доступность и безопасность работы банкоматной сети".

"Использование только вендорских решений ограничивает возможности конкретного ПО, поэтому мы приняли решение уйти от этой практики, так как это не позволяет реализовать максимально эффективные процессы с той скоростью, которая нам требуется, при оптимальной стоимости", - так прокомментировала ComNews предпосылки проекта по самостоятельной разработке ПО для банкоматов и терминалов пресс-служба Сбербанка в июне 2022 г. При этом директор дивизиона "Управление сетью устройств самообслуживания" Сбербанка Константин Подвальный заявил о том, что решение об обеспечении независимости автоматизированных систем для сети банкоматов было принято еще в 2018 г.

По мнению директора по развитию продуктов Центра цифровых решений для бизнеса ООО "БСС" (BSS) Станислава Шилова, целесообразность перехода на внутренний процессинг зависит от многих факторов: "Основным вопросом, который может поставить такую инициативу под сомнение, может являться стратегическая целесообразность и видение роли карт как платежного инструмента в будущем. Уже сейчас видно, как новые платежные инструменты (в первую очередь, связанные с СБП) позволяют строить инфраструктуру расчетов и оплаты услуг без использования карт. А в будущем такие инструменты будут только развиваться — например, тот же цифровой рубль. Поэтому для банков ответ на этот вопрос должен вытекать из целевого видения доли карт как платежного инструмента через 5-7 лет".

Аналогичные проекты идут и в других банках. В Газпромбанке, как отметил исполнительный вице-президент, начальник департамента процессинга и платежных технологий этой кредитной организации Юрий Гудкин, только ПО не ограничились и переводят систему управления банкоматами и терминалами на полностью отечественный стек технологий: "Мы первыми из банков решились на перевод одной из самых критичных с точки зрения надежности и производительности финансовых систем на полностью российский стек технологий, включая аппаратную платформу на основе процессоров Эльбрус". Завершение данного проекта запланировано на 2024 г.

ВТБ планирует завершить перевод банкоматной сети на отечественное ПО до конца 2023 г. "Необходимость перехода на российские технологии после ухода западных компаний с нашего рынка очевидна. Отечественное ПО, которое мы используем для банкоматов, зарегистрировано в Минкомсвязи и позволяет решить целый ряд технологических проблем. Оно отличается значительной функциональностью при разработке, тестировании и внедрении новых решений, снижает потенциальное число сбоев в их работе. Наша основная задача – обеспечить привычно легкий и удобный сервис для клиентов, чтобы любые технологические изменения прошли для них максимально незаметно", – отметил заместитель председателя правления банка ВТБ Анатолий Печатников.

Старший вице-президент, руководитель блока "Сеть продаж" Сбербанка Татьяна Галкина, комментируя значимость проекта, обратила внимание на то, что переход на процессинг внутренней разработки позволяет не только повысить санкционную устойчивость, но и снизить расходы на обслуживание инфраструктуры и быстрее включать в ПО новые функции: "Создание банкоматного процессинга — тектонический сдвиг на пути технологической трансформации банкоматной сети, к которому мы шли не один год. Он позволяет значительно приблизить технологический суверенитет. Теперь доля программного обеспечения Сбера в софте, используемом для управления банкоматами, составляет 96%. Благодаря процессингу Сбер сможет в разы увеличить скорость вывода новых полезных функций для клиентов, существенно снизив стоимость владения ИТ-инфраструктурой при обеспечении высокого уровня надёжности и безопасности. В следующем году мы предложим услуги нашего процессинга другим банкам, расширив для них возможности развития банкоматного бизнеса".

По мнению Станислава Шилова, данный проект действительно значимый для российского рынка: "Событие, безусловно, очень значимое — и с точки зрения полученного результата в контексте задачи технологического суверенитета и импортозамещения, и с точки зрения объема проделанной работы. Сбер сделал то, что не делал ранее никто из отечественных банков, и доказал, что задача может быть решена".

Яков Шпунт

Тематики: ПО, Финансы

Ключевые слова: программное обеспечение, Сбербанк, банкоматы, Импорто­замещение