Об этом корреспонденту ComNews рассказал представитель министерства промышленности и торговли РФ. Он уточнил, что в настоящее время два цифровых атташе уже приступили к выполнению должностных обязанностей в торговых представительствах в Малайзии и Аргентине.
В феврале 2023 г. создание службы цифровых атташе от Минцифры перешло в ведение Минпромторга. В том же месяце Минпромторг заключил двустороннее соглашение с РФРИТ (Российский фонд развития информационных технологий), который разработал образовательный интенсив - программу обучения для кандидатов в цифровые атташе. В программе приняли участие другие институты развития и заинтересованные в продвижении продуктов ИТ-компании.
В мае 2023 г. РФРИТ запустил вторую волну образовательного интенсива для цифровых атташе. Минпромторг России утвердил список из 26 стран, в которых планирует запустить службу "цифровых атташе" в 2023 г. Все отобранные в службу кандидаты пройдут обучение по программе РФРИТ до конца года.
"В рамках образовательного интенсива цифровые атташе получают информацию о возможностях российских ИТ-продуктов, овладевают навыками продвижения ИТ-решений и радиоэлектронной продукции. РФРИТ проверяет ИТ-компании на наличие экспортного опыта, стратегии выхода на зарубежные рынки, потенциальных контрагентов в странах пребывания атташе, а также выявляет проблемные вопросы, требующие рассмотрения и поддержки со стороны государства. После отбора ИТ-компаний фонд организовывает визит атташе в компании для знакомства с решениями и предметного обсуждения необходимых мер поддержки, а также формирует портфолио ИТ-продуктов для возможного продвижения. К настоящему моменту к программе подготовки цифровых атташе фонд привлек более 40 экспортно-ориентированных компаний", - сообщил корреспонденту ComNews представитель пресс-службы РФРИТ.
До конца 2023 г. Минпромторг планирует запустить торговые представительства в 26 странах. Эксперты рынка положительно отзываются об этой инициативе. Директор по развитию продуктового бизнеса департамента горнодобывающих решений компании "Рексофт" Юрий Воеводко считает, что на первом этапе 26 стран вполне достаточно. "При выходе на рынок любой вендор несет существенные расходы: локализация продукта на язык страны, содержание представительства, маркетинговые расходы, командировки. Здесь и стране, и бизнесу лучше двигаться поэтапно по принципам Agile. Например, выбрали несколько испаноговорящих стран, сделали совместно первые шаги, посмотрели, что надо скорректировать, выбрали другие испаноговорящие регионы, оценили рынки и потенциальный спрос – пошли в новые страны, но с учетом сделанных выводов. Перед выходом в конкретную страну всегда надо проводить анализ местного рынка с учетом местных игроков и их позиций. В этом вопросе институт грамотных атташе может очень пригодиться. По опыту команды департамента горнодобывающих решений "Рексофт" можно определенно сказать, что местный заказчик всегда предпочтет иностранному решению – локальное, если уровень продукта сопоставим", - объяснил Юрий Воеводко.
Руководитель отдела корпоративных продаж группы компаний X-Com Александр Малетов выступает за расширение географии торговых представительств в будущем: "В условиях растущего санкционного давления на российскую экономику в целом и ИТ-отрасль – в частности, экспансия на новые рынки с помощью цифровых атташе - смелый ход, открывающий десяткам новых стран доступ к передовым отечественным технологиям и решениям. Он может стать катализатором развития ведущих ИТ-компаний, появления у них новых рабочих мест и, как следствие, - роста налоговых отчислений в бюджет. Также данная инициатива открывает новые перспективы укрепления позиций российского ИТ-сектора на мировой арене, создает дополнительные возможности продвижения его продукции на глобальном рынке. Надеюсь, в будущем работа службы распространится на еще большее число стран. Однако процесс этот должен быть постепенным и контролируемым, чтобы пошагово оценивать его эффективность".
Представитель пресс-службы РФРИТ поведал, что Минпромторг действительно планирует в будущем расширение географии: "На первом этапе выбрали приоритетные страны, в которых имеются торговые представительства Минпромторга России, с высоким потенциалом к росту российского экспорта. После подведения итогов работы цифровых атташе в этих странах министерство рассмотрит вопрос расширения службы, в том числе на новые страны, в которых торговые представительства Минпромторга России только создаются".
Павел Королев