Весной 2021 года губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов объявил о запуске программы модернизации городского электротранспорта, рассчитанной на 8 лет. В программу должно было войти не только обновление подвижного состава, но и замена подстанций, а также создание скоростных магистральных маршрутов, на что было запланировано потратить 123 млрд руб.
Согласно программе, с 2021 по 2024 годы должны были обновиться 80 % контактно-кабельной сети, 73 % оборудования тяговых подстанций,
В рамках данной программы в 2022 году в Петербурге запустили тендер на закупку новых трамвайных вагонов для обновления парка. При закупке столкнулись с тем, что стандартные трамвайные вагоны не входят в поворот с радиусом
Задача была поставлена так: необходимо обеспечить трамваю полноценную тележку (нижнюю часть, соприкасающуюся с рельсами), которая сможет преодолеть необходимые повороты при выезде из парка, и снабдить её наиболее современным оборудованием.
При выборе «внешности» для новых обитателей трампарков разработчики ориентировались на модель ЛМ-57, так называемого «стилягу». Понятно, что полностью повторить все детали в этих моделях было невозможно - различия имелись и в высоте пола, и в расположении окон, и в количестве секций. Тем не менее, общие очертания у них есть.
Умный трамвай «Довлатов» на улицах Петербурга.
Фото: YouTube-канал Транспорт Города Санкт-Петербург
Стоимость поставки составила почти 13 млрд рублей. Такая высокая цена обуславливалась особенностями необходимых моделей - укороченной оси, которая позволила бы вписываться в требуемые повороты, красотой и новейшими технологиями. В результате тендера город заключил контракт с Екатеринбургским заводом «Уралтрансмаш» на лизинговую поставку 12 двухсекционных вагонов и 42 трехсекционных.
Также был заключен контракт на прямую поставку еще 22 вагонов.
К сожалению, сроки поставок выдержать не удалось - оборонная промышленность в свете начала событий 2022 года внесла свои правки, и до конца 2023 года Петербург получил лишь часть обещанных вагонов. Первым в Петербург прибыл «Достоевский», это произошло в сентябре 2023 года. Официальную приемку вагон прошел в октябре, а уже в ноябре горожане смогли заметить его на улицах города.
«Довлатов» также не заставил себя долго ждать, прибыв в культурную столицу на месяц позже, в ноябре.
«Достоевский» - низкопольный трехсекционный и двухкабинный трамвай, «Довлатов» отличается тем, что имеет одну кабину и всего две секции.
Современное оборудование служит двум основным целям: безопасности водителя, пешехода и пассажиров, а также утолению информационного голода пассажиров.
Что касается безопасности - начинка от Cognitive Pilot делает «Довлатова», как и его собрата «Достоевского», настоящими умницами: трамвай следит за состоянием водителя в кабине, и если приборы определят, что водитель переутомлен, ему будет подан сигнал, а транспорт будет готов взять управление на себя, пока водитель не изменит своего состояния.
Радары и камеры, расположенные снаружи на корпусе трамвая, позволяют ему «видеть» и анализировать дорожную ситуацию. В случае, если дорога занята, трамвай начнет торможение. Это не должно помешать водителю, так как видимость камер - более
Не секрет, что в центре города часто перемещаются туристы, которым важно не только доехать от точки «а» до точки «б», но и узнать максимальное количество информации за это время, а кроме того - не пропустить свою остановку. Для этого прямо на боковых стеклах трамвая имеются информационные сенсорные экраны: по ним можно наблюдать как маршрут трамвая, так и где он находится в данный момент, а также получать информацию о ближайших достопримечательностях.
Для удобства использования можно выбрать актуальную вкладку: «История», «Блокада», «Экспозиция» или «Факты». Кроме того, выбрать можно и язык: русский, английский или китайский.
Есть в салонах и необходимая сегодня большинству пассажиров опция USB-зарядки, а оплату можно производить, приложив к транспондеру карту банка или транспортную карту «Подорожник».
Умный трамвай «Довлатов» в депо.
Фото: Администрация Санкт‑Петербурга
Споры о том, необходим ли трамваям в частности, и общественному транспорту в общем, искусственный интеллект, или напротив, - он вреден, не утихают.
Водители, тестирующие «умные» системы, жаловались, что иногда срабатывание идет на несерьезные препятствия, которые транспорт мог бы преодолеть совершенно безболезненно для всех участников движения, вроде поднявшегося в воздух полиэтиленового пакета. Также иногда в поле зрения и «беспокойства» камер попадают столбы вдоль дороги. С другой стороны, автоматическое торможение происходит более плавно, нежели его совершал бы водитель и, хотя оно и доставляет водителю некоторые неудобства, польза от него существенна.
Предусмотрена также и возможность оценивать сигналы светофора, однако практика показала, что пока она работает не лучшим образом: камера иногда путает ближний и дальний светофоры, необходимо четко определять ближайший светофор, что было бы возможно при получении дополнительного сигнала, передающегося непосредственно от светофора трамваю, однако речь идет об огромных затратах, и пока опцию решили просто отключать на усмотрение водителя.
Недавний случай наезда трамвая «Довлатов» на пешеходов на перекрестке заново всколыхнул волны общественного мнения. Многие возмущались и требовали немедленно снять эти виды трамваев с маршрутов. Однако буквально спустя несколько часов после аварии выяснилось, что системы ИИ были отключены, поскольку трамвай проходил обкатку. Ранее водитель сообщил, что у трамвая отказали тормоза.
Помогли бы автоматизированные системы при отказавшем тормозе, или нет, ответить сложно, кроме того, непонятно, почему обкатка происходила в дневное, а не в ночное время, когда пешеходов в разы меньше, тем не менее, судить о вреде использования искусственного интеллекта по случаям, когда он не использовался, не стоит - очевидно, что необходимо наращивание тестирования и, по возможности, в максимально безопасных условиях.