Отечественный разработчик интеллектуальных решений для судоходства «Эволюция Морских Цифровых Технологий» (ЭМЦТ) завершил разработку и ввод в эксплуатацию одного из первых в России тренажеров для подготовки специалистов по управлению морскими автономными надводными судами (МАНС). Первым из учебных заведений Росморречфлота, внедривших тренажерные технологии автономного судовождения в рамках новой образовательной программы, стал ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова.
Разработанный ЭМЦТ новый тренажерный комплекс позволяет отрабатывать вопросы взаимодействия автономных и конвенционных судов, а также управление несколькими автономными судами одновременно с учетом специфики получаемой дополнительной цифровой информации. Предложенное ЭМЦТ программное решение для отработки принципов обмена маршрутными данными между участниками судоходства отражает не только специфику меняющейся роли человеческого элемента в управлении современным судном, но и вызовы растущего уровня рисков кибербезопасности.
Комплекс программного обеспечения тренажера собственной разработки ЭМЦТ реализован в трех исполнениях: традиционном консольном, с применением технологий VR (виртуальной реальности) и AR (дополненной реальности). Исполнение VR/AR добавляет эффект присутствия на реальном судовом мостике.
Разработчики «Эволюции Морских Цифровых Технологий» решили ввести традицию, придающую каждому новому устройству особую индивидуальность. Теперь каждый тренажёр в арсенале разработок ЭМЦТ будет не просто оборудованием, а носителем собственного имени, символизирующего его уникальные качества и предназначение. Первым в этом ряду стал тренажёр «Фаддей Фаддеевич», названный в честь знаменитого русского мореплавателя и исследователя Фаддея Фаддеевича Белигсгаузена, чьё имя ассоциируется с открытием Антарктиды, исследованием и покорением новых, неизведанных ранее просторов.
Для обучения работе по управлению МАНС и взаимодействию с автономными надводными судами специалистами ЭМЦТ разработаны модели районов портов Балтийска и Усть-Луги, а также математические модели полуавтономных паромов «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский». В рамках пуско-наладочных работ проведена интеграция тренажера МАНС с тренажером дистанционного управления главной энергетической установкой судна (тренажер ЦПУ) для комплексных упражнений команд ходового мостика и машинного отделения полуавтономного судна.
Состав оборудования рабочих мест обучающихся максимально приближен по составу и функционалу к рабочим местам операторов на судне.
Тренажерный комплекс автономной и электронной навигации МАНС построен на единой платформе с открывшимся в сентябре 2023 года в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова ледовым тренажером. Это позволит в перспективе создать интегрированный обучающий комплекс для отработки принципов судоходства с учетом специфики Северного Морского Пути, в том числе с применением информации Штаба морских операций ФГБУ «ГлавСевморпуть», а также Единой платформы цифровых сервисов, которая должна быть внедрена ГК «Росатом» в 2024 г.
«Мы рассчитываем совместно с поставщиком тренажера разработать реальную судовую навигационную систему, – говорит директор Института дополнительного профессионального образования ГУМРФ Сергей Айзинов. – Сам тренажер позволит нам не только реализовывать программы ДПО, но и интегрировать его в основные образовательные программы подготовки плавсостава морских судов, а также применять в качестве научно-практической лаборатории при проведении научных исследований и экспериментов».
Введение в эксплуатацию тренажера МАНС реализовано в рамках федерального проекта «Автономное судовождение» при финансовой, организационной и методической поддержке Минтранса России и Росморречфлота и стало еще одним подтверждением статуса вуза как лидера отрасли, который ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова получил по итогам 2022 года.