Владимира Путина просят поспособствовать внедрению ЭПР для ЦФА

РА­КИБ и РУС­СОФТ об­ра­тились к пре­зиден­ту Рос­сии Вла­дими­ру Пу­тину с пред­ло­жением сфор­ми­ровать ра­бочую груп­пу и под­го­товить пи­лот­ные проек­ты при­мене­ния циф­ро­вых фи­нан­со­вых ак­ти­вов в фор­ма­те эк­спе­римен­таль­ных пра­вовых ре­жимов.

Вчера, 6 марта, президент НИ РУССОФТ Валентин Макаров и исполнительный директор ассоциации РАКИБ Александр Бражников направили письмо, адресованное президенту РФ, с предложением сформировать рабочую группу для оперативной подготовки пилотных проектов применения цифровых финансовых активов (ЦФА) в формате экспериментальных правовых режимов (ЭПР) для последующего выбора наиболее перспективных платежных и учетных систем и их тиражирования для проведения трансграничных платежей в России, а затем на территории стран ЕАЭС и БРИКС.

Авторы письма отметили, что антироссийские санкции привели к очевидной необходимости построения альтернативных платежных систем, построенных на достижениях цифровой трансформации в финансовой сфере.

"В июне 2019 г. мы, как представители ИТ-ассоциаций, на встрече с Вами предлагали ускорить применение ЦФА и использование ЭПР, в частности, в сфере применения цифровых финансов. Благодаря Вашей поддержке, вскоре после этого были приняты необходимые законопроекты и подзаконные акты,создающие основы для реализации наших предложений. Однако вынуждены признать, что несмотря на Вашу поддержку,экспериментальные правовые режимы в области финансов практически не используются. Более того, в ноябре 2022 г. в Государственной Думе представлены предложения по внесению изменений в законопроект о цифровых финансовых активах, некоторые положения которого затрудняют реализацию потенциала цифровых финансовых технологий, к тому же вносят в законопроект не только административные, но и уголовные наказания для российских разработчиков решений на технологии блокчейн, - сказано в письме. - Хотели бы обратить Ваше внимание на то, что существующая государственная политика в сфере регулирования ЦФА создает серьезные риски отставания российской экономики не только от недружественных, но и от дружественных стран из-за отставания в области внедрения новых финансовых технологий. Она не позволяет российскому бизнесу полноценно использовать потенциал новых финансовых инструменто. Подобный крайне консервативный и запретительный подход будет означать для нашей страны потерю не только темпа развития цифровой экономики, но и невозможность стать одним из лидеров 6-го экономического уклада. Существующее нормативное регулирование в области ЦФА способствует переезду российских компаний в другие,более передовые юрисдикции (даже в страны ВАЭС), и к прямым финансовым потерям для бюджета страны".

Стороны попросили президента об указании провести рабочее совещание с участием представителей не только Банка России, но и других заинтересованных ведомств, а также с привлечением представителей организованного цифрового сообщества с целью согласования принципов формируемой государственной политики в сфере регулирования цифровых финансовых активов. "По результатам этого совещания предлагаем сформировать Рабочую группу из числа его участников с целью оперативной подготовки пилотных проектов применения цифровых финансовых активов в формате экопериментальных правовых режимов для последующего выбора наиболее перспективных платежных и учетных систем и их тиражирования для проведения трансграничных платежей сначала в России, а затем на территории стран ЕАЭС и БРИКС", - обратились представители РУССОФТ и РАКИБ к президенту.

Исполнительный директор РАКИБ Александр Бражников рассказал ComNews, что они предполагают участие в рабочей группе госкомпаниий, администрации президента, Минфина, Минэкономразвития, ЦБ РФ, федеральной службы по финансовому мониторингу, Минэнерго, правоохранительного блока. "Плюс ряд общественных организаций и компании по различным направлениям финтеха. Проекты, необходимые в первую очередь к пилотированию: трансграничные платежи, Финансовые институты для обеспечения трансграничных платежей, создание экспериментальных правовых режимов в регионах страны по данному направлению", - сообщил он.

В Центробанке и Минэкономразвития на вопросы ComNews не ответили.

Президент НП "РУССОФТ" Валентин Макаров отметил, что регулирование валютного рынка находится в компетенции Банка России. "Согласование создания рабочей группы с участием Банка России может принимать только вышестоящий руководитель, которым не может быть никто иной, кроме президента РФ. Время направления письма выбрано исходя из того, что уже год прошел с начала СВО, и этого времени должно быть достаточно для выбора решения крайне острой проблемы валютных платежей.Ответ на письмо или о его получении нам пока не поступил. По нашему мнению, в состав рабочей группы должны, помимо Банка России, Минфина, (может быть других гос.ведомств и регуляторов) - должны входить предприятия, имеющие серьезные объемы импортно-экспортных операций, а также компании разработчики, имеющие наработки и решения в области финтех. Ассоциации РУССОФТ и РАКИБ представляют разработчиков, а крупные пользователи международных платежных систем, наверное, предложат себя сами. Пилотные поекты уже существуют, дело за тем, чтобы выбрать из них несколько и запустить в формате ЭПР для определения наиболее защищенного и эффективного. И одновременно необходимо общаться с потенциальными партнерами в странах БРИКС и договариваться о том, чтобы альтернативная цифровая платежная система (предложенная нами или иная) стала международной", - прокомментировал Валентин Макаров.

Вице-президент Ассоциации банков России Анатолий Козлачков рассказал, что экспериментально правовой режим – это некая юридическая ситуация на базе определенного закона. "Если речь идет о пилотных проектах применения цифровых финансовых активов в формате экспериментальных правовых режимов, то предполагалось, что будет создана отдельная криптовалютная платформа и в рамках ЭПР будет обкатана. Для этого был внесен в Госдуму законопроект, но его рассмотрение затормозилось. Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков на встрече банкиров с руководством Банка России сообщил, что законопроект будет принят в первом чтении в весеннюю сессию, - комментирует он. - Если говорить о всех финансовых технологиях, то мы не отстаем, мы в первой пятерке или даже тройке по совокупности использования финансовых технологий. Представляется, что контекст вопроса связан с обращением цифровых финансовых активов и криптовалют. Надо разделить эти два вопроса. По криптовалюте мы отстаем, потому что у нас жесткий запрет на обращение криптовалюты. И пока дело не может сдвинуться с мертвой точки. Что касается обращения цифровых финансовых активов, то в этой сфере ситуация налажена, и она будет улучшаться, так как первый этап внедрения ЦФА закончен, и мы переходим к следующему".

"На первом этапе был принят закон о регулировании цифровых финансовых активов, и он полностью внедрен на уровне подзаконных актов, - рассказывает Анатолий Козлачков . - Следующий этап будет связан с токенизацией любых активов. У Банка России для решения этой задачи есть программа, и нет никаких сомнений, что она будет выполнена. Банк России пользуется в этой части общественной поддержкой, и сам работает быстро, эффективно, качественно. Есть еще одно направление, которое находится в стадии реализации - это цифровой рубль. Законопроекты, связанные с его внедрением, внесены в Госдуму. Одновременно создается законодательная база".

Анатолий Козлачков считает, что рабочих групп достаточно. "В целом сообщество тех, кто интересуется и профессионально представляет интересы финансовых технологий, сложилось. Вряд ли здесь что-то надо придумывать, - поясняет он. - Наиболее злободневная ситуация, которая будет оставаться в течение ближайших лет, - это трансграничные платежи. Моделирование, которое провела ассоциация банков России осенью 2022 г. показало, что разрешение обращения криптовалют позволит снять нагрузку с платежных систем и обеспечить трансграничные платежи в сегменте импортозамещения. Если в сегменте платежей за ресурсы трансграничные платежи криптовалютой невозможны, то в сегменте товаров народного потребления – вполне возможны. Юридические лица, которые занимаются экспортно-импортными операциями, вынуждены выстраивать сложные пути оплаты, теряя на этом до 5% от стоимости переводов. Профессиональное сообщество энергично ставит вопросы перед регуляторами для решения этой проблемы".

Основатель телеграм-канала "Все о блокчейн, мозге и web3.0" Ани Асланян сообщила, что на сегодняшний день не существует ЭПР для цифровых финансовых активов, но Минфин и ЦБ работают над этим с прошлого года. "А именно ЦБ готовит нормативный акт о создании экспериментального правового режима, в рамках которого для определенных участников рынка будут возможны операции по обмену криптовалют на фиатные деньги. В рамках ЭПР прорабатывается вопрос легализации обмена криптовалют на фиатные деньги (рубли) для двух категорий: для майнеров криптовалют (они получают вознаграждение только в криптоваюте), для отдельных участников внешнеэкономической деятельности (которые получают оплату за экспортные поставки в криптовалюте). Легализация позволит как майнерам, так и участникам ВЭД учитывать операции по обмену для налоговых целей, сейчас это возможно, но сопряжено с рядом трудностей фискального характера", - говорит Ани Асланян.

На ее взгляд в сфере регулирования цифровых финансовых активов пока не существует никакой регуляторики, поэтому говорить о сдерживании преждевременно. "Если бы Минфин и ЦБ были бы совсем против и выпустил нормативные акты на полный запрет, тогда да, страна имела бы шансы на сильный регресс. Но пока что есть надежда на улучшение ситуации", - пояснила Ани Асланян.

Она считает, что создавать очередную группу или площадку не имеет смысла, так как это не будет иметь сильно рычага влияния: "Существуют уже площадки и у Минфина и у ЦБ для диалога с рынком. Здесь нужно только этот диалог организовать, а после выработать проактивные и инвестиционно привлекательные управленческие решения".

Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын подчеркнул, что экспериментальные правовые режимы действуют в основном в сфере дистанционной медицины и в области беспилотных транспортных средств. "Коль скоро РАКИБ просит собрать совещание и рабочую группу по подготовке пилотных проектов в сфере финансов с использованием ЭПР, значит о "широком" использовании экспериментальных режимов в финансах пока говорить не приходится. Ведь РАКИБ с 2019 г. выступает за использование ЭПР и включает много участников. Вопрос о положении дел в сфере альтернативных цифровых платежей между дружественными странами в условиях санкций, очевидно, не очень публичен, и вряд ли государства стремятся расширить круг причастных к инфраструктуре таких платежей. В письме ассоциации упоминают среди инновационных финансовых инструментов российские криптобиржи и трансграничные платежные системы. Учитывая опубликованные мнения представителей правоохранительных органов о том, что криптовалюты широко используются для криминальных целей, понятно, что расширение инструментария их использования требует определения круга ответственных, то есть тех, кто будет отвечать за нежелательные последствия. Можно понять, что брать на себя ответственность за возможный ущерб ни ведомства, ни ассоциации пионеров индустрии не хотят, но до тех пор, пока ответственного не определят, движение вперед вряд ли будет возможно. Поэтому ассоциации и просят президента о специальном рабочем совещании", - подвел итог Леонид Делицын.

Юлия Мель­ни­кова

Тематики: Регулирование, Финансы

Ключевые слова: финансы, регулирование, Руссофт