Вскрытая угроза: в РФ появится еще одна система киберзащиты граждан

В России появится еще один сервис защиты от киберугроз и мошенничества. На отечественный рынок кибербезопасности выходит новый крупный игрок — «Ростелеком». Система позволит частным пользователям закрыть сразу все риски, связанные с мобильным мошенничеством — от принудительной блокировки доступа к тем или иным сайтам и ресурсам до антиспама, блокировщика рекламы и др. Подобные системы уже есть у банков и сотовых операторов, но не все они оказывают полный спектр защиты и адресованы зачастую только своим клиентам, отмечают эксперты.

Сервис защиты от киберугроз и мошенничества

До конца 2025 года «Ростелеком» в лице входящей в него ГК «Солар» впервые выйдет на рынок кибербезопасности для частных лиц. Об этом «Известиям» на форуме «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР) в Нижнем Новгороде рассказал директор по продуктовому развитию компании Владимир Бенгин.

По его словам, первый шаг в рамках проекта был сделан еще в прошлом году, когда у t2 (так же как и «Солар», принадлежит «Ростелекому») появилась функция мониторинга утечек: абоненты могут узнать, были ли похищены те или иные их данные, сейчас сервисом уже воспользовались более 2,5 млн раз.

Следующим шагом станет вывод на рынок комплексного продукта, позволяющего решать многие проблемы с кибербезопасностью и мобильным мошенничеством. В частности, в новом сервисе будет функция как принудительной блокировки доступа к тем или иным сайтам (например, родители смогут закрыть их для детей), так и ограничения доступа к ресурсам, квалифицированным экспертами по информационной безопасности как мошеннические. Также разработчики предусмотрели функцию антиспама, блокировщика рекламы и другие возможности. Некоторые компании уже проявили заинтересованность в подключении сервиса, сказал Владимир Бенгин, не уточняя их названия.

«Известия» направили запрос в Минцифры.

— Со стороны общества и государства есть большой запрос на защиту простых граждан от мошенников и киберпреступности. Не исключено, что новый сервис будет в том числе интегрировать уже разработанные решения других компаний — создавать с нуля то, что уже создано, было бы неразумно. Такие разработки стоили бы миллиарды рублей. Привлечение сторонних партнеров дало бы импульс развитию рынку информационной безопасности в РФ, переживающему сейчас замедление, — полагает директор департамента расследований компании T.Hunter Игорь Бедеров.

Какие системы защиты есть у сотовых операторов

Сейчас операторы, а также банки в том или ином виде предлагают своим клиентам киберзащитные инструменты.

— Мы внедрили комплекс решений, который позволил нам снизить количество мошеннических звонков, — например, подключились к Единой системе верификации вызовов, а также добавили ряд новых функций в сервисе «Защитник», — рассказали «Известиям» в МТС.

Сейчас в нем есть такие возможности, как предупреждение абонентов голосовыми уведомлениями о потенциальном мошенничестве в процессе разговора, информирование пользователей о возможных утечках их персональных данных от третьих лиц и о попытках оформления кредита на абонента, идентифицирование номера звонящего, в том числе из мессенджеров, отображение источника вызова и другие, перечисляют в компании. Также в 2024 году МТС запустила решение для безопасности в сети Membrana и сервис защиты детей с использованием искусственного интеллекта.

У «Билайна» есть своя платформа для защиты его клиентов от мошенничества, спама и киберпреступлений, рассказали «Известиям» в компании. Она защищает как корпоративных клиентов, так и частных пользователей. Появился сервис «Этикетка», который маркирует звонки и показывает пользователям, кто именно в данный момент времени ему звонит.

— Создан «Виртуальный помощник», он позволяет предупреждать всех, включая владельцев кнопочных телефонов, о спамерах и мошенниках на экране устройства, по решению клиента автоматически блокировать их, а встроенный «секретарь» может поговорить с любым звонящим и прислать запись разговора клиенту. Кроме того, сервис позволяет защищать от нежелательных звонков даже в мессенджерах, — рассказали в пресс-службе оператора.

Новый набор инструментов кибербезопасности будет интересен небольшим операторам связи, банкам и digital-компаниям, у которых нет собственных мощных отделов разработки, и их клиентам, полагает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. Крупные операторы и кредитные организации сейчас разрабатывают свои продукты в сфере информационной безопасности, и эти сервисы прогрессируют, так что сложно судить, что и в каком объеме они будут закупать у структур «Ростелекома», отметил эксперт.

— Пока эти разработки ведутся отдельно друг от друга, у одной компании может быть определенный набор услуг, например определение мошеннических звонков и их прерывание, у другой — нет. Поэтому появление единой платформы с едиными стандартами на базе госоператора может оздоровить ситуацию, — указывает Денис Кусков.

Выход крупного игрока на рынок кибербезопасности для частных лиц — важное событие: это усилит конкуренцию в этом сегменте и заставит других игроков активнее разрабатывать и развивать средства защиты от хакеров и мошенников, а жизнь многочисленных пользователей сделает безопаснее, заключил ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

Валерий Кодачигов

Тематики: Безопасность

Ключевые слова: Ростелеком, информационная безопасность, ГК "Солар"