Компания «МегаФон» давно проявляет интерес к строительству магистральных линиях связи. Это связано с быстрым увеличением объемов международного трафика, а также с растущей конкуренцией среди российских и зарубежных операторов связи за транзитный трафик между Европой и Азией. 6 июня 2019 года «МегаФон» подписал с финским инфраструктурным оператором Cinia Oy меморандум о создании международного консорциума для реализации проекта Arctic Сonnect – строительства волоконно-оптической линии связи от Хельсинки до Токио. Большая часть ВОЛС пропускной способностью 200 Тбит/с должна пройти по российской (арктической) части шельфа Северного Ледовитого океана.
В июле 2020 года SPbIT.ru писал о начале первого этапа проекта – предварительных морских инженерных изысканий, в результате которых партнер оператора, АО «Росгеология», должна исследовать около 6500 км океанского дна. Сейчас стало известно о том, что «Росгеология» успешно справилась со своей задачей и завершила первый этап морских исследований – были изучены самые сложные с точки зрения ледовой обстановки участки трассы в акватории Северного морского пути. Исследования проводились дистанционными геофизическими методами, не наносящими ущерба экологии, на участках трассы будущей линии связи в акватории шести морей.
Геворк Вермишян, генеральный директор компании «МегаФон»
«В январе мы получим результаты... которые дадут бесценную информацию, в каких коридорах, в каких широтах прокладывать кабель. Более детальное исследование мы сделаем в следующем году одновременно с началом структурирования финансирования с тем, чтобы в 2022 году начать строительство, а в 2023 году – закончить и приступить к коммерческой эксплуатации системы», – рассказал Геворк Вермишян на форуме «Арктика: настоящее и будущее».
Также в ноябре была пройдена экологическая экспертиза Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – один из этапов получения разрешений на проведение морских инженерно-геологических изысканий в 2021 году. Вторая часть исследований будет включать детальное изучение инженерных условий прокладки подводного кабеля, в том числе исследование пород дна. Сейчас команда проекта ведет работу по поиску судов-кабелеукладчиков и прорабатывает вопрос о возможности использования отечественного оборудования при строительстве линии связи.
По словам главы «МегаФона», сейчас «МегаФон» обсуждает с финской стороной схему финансирования проекта. Компания начала инициировать переговоры с международными партнерами для того, чтобы «наполнить этот проект экономикой». Концепция проекта заключается в том, чтобы обойтись без государственной поддержки: «не просить с протянутой рукой у государства какие-то субсидии, а придумать финансовую схему, при которой рыночные инвестиции будут окупаемы рыночными деньгами». Важную роль при этом будут играть отводы от главной магистрали на территорию России, которые позволят развиваться в арктическом регионе промышленным предприятиям, в том числе по добыче и переработке полезных ископаемых.
В «МегаФоне» порталу SPbIT.ru пояснили, что международные подсистемы линии связи создаются для удовлетворения спроса со стороны глобальных европейских держателей и азиатских потребителей контента. Проект также позволит подключить к инфраструктуре связи труднодоступные объекты Арктики и Дальнего Востока России и внести вклад в развитие национальных задач: устранения цифрового неравенства и расширения спектра услуг связи для удаленных районов страны, создания устойчивой опорной инфраструктуры для обеспечения топливно-энергетической безопасности страны, реализации инфраструктурных проектов для цифровизации региона и развития новых технологий.
Напомним, в рамках проекта Arctic Connect от берегов Хельсинки до Токио пройдет кабель общей протяженностью более 10 тысяч километров, при этом его основная часть будут проложена вдоль берегов России под трассой Северного морского пути. По оценке «МегаФона», стоимость проекта может составить 0,8-1,2 миллиарда долларов. Однако точная сумма будет известна после завершения морских изысканий - одного из подготовительных этапов проекта.