Издание «КоммерсантЪ» рассказало о том, что мобильные операторы уходят от практики дарения SIM-карт новым абонентам или покупателям смартфонов. Так, в «ВымпелКоме» (торговая марка билайн) сообщили, что планируют прекратить «дистрибутивный» подход и сделать акцент на сервисе и продажах, в контексте чего компания постепенно снижает объемы «сэмплинга» или «раздач».
В компании также отметили снижение числа новых абонентов. В настоящий момент потенциальные клиенты компании представлены подрастающими детьми, получающими первый телефон, нерезидентами, а также клиентами конкурентов, готовыми перейти к другому оператору. В свете увеличения стоимости SIM-карт для операторов, вопрос уменьшения спроса становится ещё более актуальным. Если раньше речь шла о десятках миллионов пользователей в год, то теперь их существенно меньше.
В МегаФоне также сообщили о снижении объемов подарочных карт. В МТС подтвердили тенденцию, рассказав, что уже давно придерживаются политики снижения оттока клиентов за счет повышения их лояльности к компании, и пришли к отказу от экстенсивного развития абонентской базы.
При этом себестоимость SIM-карт увеличилась не менее, чем в 2,5 раза в сравнении с началом года, также растет стоимость за счет более сложной логистики. Однако источники «Ъ» утверждают, что рост цен в сфере производства SIM-карт начался еще во время пандемии из-за тотального дефицита чипов.
Изначально поставщиками российских мобильных операторов выступали такие компании как (Gemalto – голландской компании, Giesecke + Devrient – немецкой компании и GigSky – американского производителя), что сейчас усложняет логистику и увеличивает цену SIM-карт как для операторов, так и для абонентов. Это связано с их дефицитом в стране, отмечают аналитики, добавляя, что в условиях экономического кризиса привлечение новых клиентов уходит для операторов на второй план.
Однако эксперты полагают, что в случае роста абонентской базы у конкурентов раздачи SIM-карт могут возобновиться, поскольку этот ход поможет операторам наращивать показатели. Предположительно число подаренных абонентам SIM-карт составляло в 2021 году от 10 до 20% от общей доли реализованных номеров.
Также эксперты отметили, что обычно в комплект с бесплатной SIM-картой абоненту предоставляется оплаченный месячный пакет услуг, в надежде на то, что привязка абонента к новому номеру подействует положительно, и после окончания тестового периода абонент захочет продлить сотрудничество и оплатить услуги связи на будущее. В таком контексте отказ от данного маркетингового хода может действительно повлиять на абонентскую базу операторов в сторону снижения, хотя этот фактор навряд ли станет единственным.
Также аналитики считают, что операторы давно искали повод для отказа от бесплатной раздачи «симок», а увеличение цен только окончательно утвердило их в этом шаге. При этом в среднем реальное количество абонентов, стабильно использующих связь, относительно одинаковое, а клиенты, добавленные в абонентскую базу за счет раздач, практически не приносили дохода, позволяя «рисовать показатели». Так, по итогам 2022 года, полагает аналитик Райффайзенбанка, абонентская база может показать прирост до 2%, в то время как доходы операторов увеличатся до 4-6%. А итоги 2021 года показали, что по предварительным данным, увеличение абонентов составило в процентном соотношении 3,3%, а в количественном – число абонентов превысило количество населения России, составив 259 млн.