билайн начинает 2024 год манифестом о клиентоцентричности

билайн начинает 2024 год манифестом о клиентоцентричности
В начале марта 2024 года оператор мобильной связи билайн представил результаты деятельности за 2023 год и объявил о завершении антикризисной программы. В отчетный период компания пережила ряд важнейших событий в своей истории: в том числе, стала полностью российской. Сегодня оператор сосредоточен на переосмыслении своего позиционирования на телеком-рынке и принципе клиентоцентричности.

Отчет по результатам деятельности билайна за 2023 год сосредоточен на трех основных взаимосвязанных факторах: это закрытие сделки по выкупу российского операторского бизнеса у международного холдинга VEON, восстановление прямой связи между интересами владельцев бизнеса и мотивацией управленцев, а также фокусировка на комплексном удовлетворении потребностей клиентов.

Показатели эффективности билайна в 2023 году

Базой для развития устойчивого бизнеса компания считает развитие телеком-инфраструктуры и собственной инженерной экспертизы. Так, по результатам 2023 года, по сравнению с 2022, количество базовых станций оператора выросло на 10,1% (со 185,5 до 204,3 тысяч), общее количество площадок (сайтов) – на 3,6% (с 53,4 до 55,4 тысяч).

 

Скриншот презентации билайн

Скриншот презентации билайн

 

Рефарминг частот позволил билайну увеличить скорость передачи данных на своей сети в 31 регионе России и прирастить объем дата-трафика на 18,8% год к году. При этом 40% всего голосового трафика перешло в технологию VoLTE (голосовые звонки по сети LTE вместо 2/3G), которую подключили 15,2 млн пользователей в 72 регионах. Количество пользователей VoWiFi (голосовые звонки через сеть Wi-Fi) достигло 1,7 млн человек в 70 регионах.

В феврале 2024 года агентство АКРА подтвердило кредитный рейтинг ПАО «ВымпелКом» на уровне аa-(ru), изменив прогноз c «развивающегося» на «стабильный».

Если в 2020 году в билайне практически не было ИТ-компетенций, почти все решения были вендорские, а весь ресурс ИТ-разработки состоял на аутсорсе, то к концу 2023 года в компании был заново создан полноценный ИТ-департамент, ИТ-ресурсы были распределены по всем подразделениям компании, в том числе административные и поддерживающие функции. Каждое подразделение, таким образом, может создавать внутри себя необходимые ИТ-продукты. Компания приобрела права и исходный код на ядро своего ИТ-ландшафта, а также сертификат на собственную биллинговую систему.

В 2023 году на 10% год к году снизилось общее количество аварий на сети билайн, время влияния аварий на клиентов снизилось на 28%, повысилась доступность ИТ-сервисов. Это произошло во многом за счет собственной системы мониторинга.

 

Скриншот презентации билайн

Скриншот презентации билайн

 

Российская юрисдикция и политика M&A

9 октября 2023 года была закрыта сделка по выкупу билайна российским менеджментом ПАО «ВымпелКом» во главе с генеральным директором Александром Торбаховым. В результате ПАО «ВымпелКом» стала полностью российской компанией.

Одновременно с этим компания активно проводила политику слияний и поглощений, сосредоточившись на нескольких направлениях. Для усиления сегмента облачных продуктов и сервисов кибербезопасности в августе 2023 года билайн приобрел у китайского холдинга 95% ведущего оператора сетей доставки контента – компании CDNvideo.

Для расширения портфеля продуктов и услуг beeline cloud в октябре 2023 года билайн получил долю в компании ООО «Платформкрафт» (Platformcraft, резидент фонда «Сколково»), разработчика решений для работы с цифровым контентом и хранения данных.

Для укрепления позиций в сегменте Big Data и AI в ноябре 2023 года билайн приобрел мажоритарную долю в ООО «Колибри» (Callibri) – разработчика облачных сервисов, которые позволяют маркетологам и предпринимателям отследить эффективность рекламы и получать больше клиентов из интернета.

Также в 2023 году венчурный фонд оператора ООО «Хайв» проинвестировал в семь стартапов: «Новая школа», TargetAI, Restik, Restomania, K-ampus, T-one, Eshopmedia.

Фокус на клиентоцентричности

Компания представила манифест о клиентоцентричности, в котором идет речь о переосмыслении своих позиций на телеком-рынке. По мнению представителей оператора, в последние годы на рынке мобильной телефонии цель удовлетворения реальных потребностей клиентов уступает задачам выполнения маркетинговых планов операторов. Это выражается, например, в массовой реализации («веерной раздаче»), из-за чего возникают не приносящие эффект «искусственно накачанные абонентские базы».

В манифесте билайна делается упор на клиенте как центре стратегии оператора. В соответствии с этим, компания будет расширять такие направления деятельности, как защита клиентов от мошенничества, фрода, спама и токсичного контента, развитие контакт-центра, создание прозрачности услуг, партнерства с различными компаниями, в том числе вне телеком-бизнеса (например, с «Лиза Алерт»).

В отношении тарифной политики компания планирует полный уход от безлимитных тарифов и демпинга, развитие тарифа-конструктора. Кроме того, билайн продолжит значительные инвестиции в сетевую инфраструктуру.

В сегменте B2B компания видит новые точки роста за пределами классического телекома: в сфере облачных технологий, сервисов кибербезопасности, сервисов на основе больших данных и искусственного интеллекта.

Автор: Андрей Блинов.

Тематики: Мобильная связь, Финансы

Ключевые слова: Билайн, финансы, сотовая связь