Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Курганской области заставило "Билайн" изменить размер шрифта в абонентском договоре, выдав оператору соответствующее предписание. По мнению чиновников Роспотребнадзора, "шрифтовое оформление текста Договора об оказании услуг связи "Билайн" не обеспечивает его удобочитаемость, размер высоты прописных букв бланка Договора составляет 1 мм и приводит к зрительной нагрузке при чтении и общему утомлению, что не позволяет потребителю ознакомиться доступным способом с условиями договора при получении полной информации для компетентного выбора". Другими словами, в Роспотребнадзоре справедливо сочли, что абоненты "Билайна" сами не знают, что подписывают, покупая SIM-карту оператора, потому как без лупы шрифт на бланке договора не разобрать.
В свою очередь в "Билайне" считают, что претензии Роспотребнадзора необоснованы. "Законом не определен возможный шрифт договора. Договор доступен на официальном сайте и находится в свободном доступе, при желании его можно посмотреть на экране компьютера или же самостоятельно распечатать текст, изменив размер шрифта на необходимый", — говорит Ксения Корнеева, пресс-секретарь "Билайна". По ее словам, также можно ознакомиться с текстом в офисах обслуживания и продаж, а по просьбе абонента сотрудник офиса может распечатать договор другим шрифтом. "Такого рода вопросы решаются в индивидуальном порядке и не носят масштабного характера", — считает госпожа Корнеева.
В июле этого года "Билайн" решил оспорить предписание Роспотребнадзора в арбитражном суде, однако чиновникам удалось отстоять свою позицию в первой инстанции. В частности, в суде сочли несостоятельными доводы заявителя о том, что требования к размеру шрифта договора об оказании услуг связи законодательством не установлены.
У других операторов большой тройки пока нет проблем с размером шрифта на абонентском договоре. "Удобство клиента — закон для клиентоориентированной компании, и мы понимаем, насколько важно, чтобы абонент, подписывая договор, мог ознакомиться со всей необходимой информацией. Для этого мы используем специальный бланк. Каких-либо нареканий на его оформление со стороны абонентов никогда не получали", — говорит Маргарита Горбачева, начальник пресс-службы Северо-Западного филиала ОАО "Мегафон". "Абонентский договор у нас абсолютно читабельный, и никаких жалоб от абонентов не было", — сообщила "Ъ" Ирина Осадчая, пресс-секретарь ОАО "Мобильные телесистемы".
Аналитики считают, что предписание Роспотребнадзора в адрес "Билайна" — это прецедент для отрасли. В аналитическом агентстве "Рустелеком" говорят, что, во-первых, возможно, "Билайну" придется перепечатывать бланки своих договоров в масштабах всей страны. А во-вторых, на основании принятых судебных решений, абоненты "Билайна" с "нечитаемыми" договорами теоретически могут оспорить многие положения контракта, по которым оператор выставлял им счета за предоставленные услуги. "Претензии Роспотребнадзора к "Билайну" — еще один тревожный сигнал на рынке. Ранее прокуратура Саратовской области встала на защиту потребителей от нарушений со стороны "МТС", которая, по мнению сотрудников прокуратуры, навязывала клиентам платную услугу GOOD'OK, снимая за нее деньги с абонентских счетов", — говорит гендиректор "Рустелекома" Юрий Брюквин. По его словам, оба инцидента имеют общую суть: явное нежелание операторов уважать права своих клиентов. "В результате абоненты вынуждены искать защиты у надзорных органов, которые, надо отдать им должное, приняли самые решительные меры по восстановлению законности", — резюмирует господин Брюквин.
Борис Горлин