Первые бои роботов в России прошли осенью 2015 года. Инициатором выступила пермская компания Promobot, специализирующаяся на производстве сервисных роботов. Она организовала национальный чемпионат по спортивным боям роботов — «Битва роботов». Финал с участием 16 машин, созданных инженерами-конструкторами, прошел 12 ноября 2015 года. Параллельно в том же году московская компания ООО «Корпорация роботов» организовала лигу «Бронебот» и провела первые сражения на ВДНХ. Создатели вдохновлялись культовыми мировыми шоу — американской лигой Battle Bots и английской Robot Wars.
«Мы столкнулись с проблемой, — рассказывает сооснователь и директор по развитию компании Promobot Олег Кивокурцев, — многие люди в России не понимают, что робототехника — это уже сегодня. Мы искали способы, как доказать, что это актуально. И в 2015 году мы просто запустили клич в социальных сетях о том, что хотим провести битву роботов».
Promobot не планировал чего-то масштабного, хотел лишь собрать комьюнити. «Планировали сделать что-то подпольное, — продолжает Кивокурцев, — найти заброшенный заводской цех, провести битву, выложить это на ютуб и получить просмотры. Но после брошенного клича мы увидели гигантский интерес к направлению, нам начали писать люди со всей страны». В итоге компания обратилась к министерству промышленности с предложением провести бои в рамках инженерно-промышленного форума и попробовать повторить опыт зарубежных лиг.
«Никто не знал, получится или нет. Но нам хотелось сделать все качественно, мы приложили много ресурсов, и битва получилось великолепной — эпичной, интересной, новой, — вспоминает Олег Кивокурцев. — Она собрала 2000 зрителей. Мы даже не рассчитывали, что придет так много людей — здание, в котором проходил форум, не было на это рассчитано. Ради безопасности тем, кто не успел войти, даже отказали в посещении. Но у нас была трансляция, и все, кто не попал, могли следить онлайн». Трансляцию первых боев электронных гладиаторов посмотрели 30 тыс. человек.
«На сегодня в России два организатора боев — Promobot и мы, — рассказывает Игорь Никитин, генеральный директор «Корпорации роботов» и создатель проектов «Бронебот» и «Робостанция». — Остальное — детские бои на детских роботах». Отличия у этих лиг, по словам участников команд, существенные: Promobot организует спортивные соревнования — инженерные бои, «Бронебот» ориентирован больше на зрелищные шоу. «Мы конкурируем, но и вместе развиваем это направление. У нас разные подходы, разные весовые категории роботов в лигах, — описывает отличия Игорь Никитин. — Promobot делает соревнования с упором исключительно на спортивную составляющую и российские команды. Мы же — на комбинированные соревнования с акцентом на международные команды и на зрелищность».
Команды могут участвовать в сражениях обоих лиг, если их роботы соответствуют регламенту соревнований. Сейчас в России, по оценкам самих участников сражений, 10-15 активных команд. Основной костяк составляют 3-6 человек в каждой команде, остальные привлекаются на отдельные задачи или помощь в организации поездок. В основном это увлеченные инженеры и студенты. Наиболее сильны команды из Москвы, Петербурга, Казани и Перми.
Несмотря на обилие инженерных вузов и увлечение робототехникой, Петербург вовсе не является флагманом в этой нише. В Северной столице всего две постоянные команды — Energy и Mat Custom. На последних соревнованиях Петербург также представляла команда Bonch-dynamics, состоящая из студентов СПбГУТ.
Сообщество инженеров не очень большое — все друг друга знают. «Некоторые работают на одном пятачке и, что называется, за паяльником друг к другу ходят», — говорит руководитель технического отдела компании «Вебер Комеханикс» (компания специализируется на поставке металлообрабатывающего оборудования), участник московских команд «Большой брат» и «Вебер роботикс» Алексей Орлеанский.
Это самый лучший тимбилдинг для инженеров, добавляет он. «Создание команды — это прекрасная возможность для многих предприятий, в том числе оборонных, из большого числа инженеров повыдергивать тех, кто пригодится для отдела разработки. Это возможность понять, кто не спит, кто тянется, ведь большинство привыкли к выполнению стандартных операций. В основе этой деятельности командная работа. Должны быть развиты деловые качества и междисциплинарные компетенции», — добавляет Орлеанский.
Ценность таких сотрудников только возрастает. «Наша компания устроила к себе на работу как минимум пять человек именно после боев роботов», — подтверждает представитель Promobot.
Участие же команд в российских лигах позволяет познакомиться с уровнем приглашенных иностранных команд, например, английских, усовершенствовать машины и попасть на мировые соревнования роботов. Причем часто российские конкуренты объединяются для участия в международных турнирах. Например, подготовкой петербургской команды Unicorn (в российских лигах также выступает под названием Energy) к поездке на американское шоу Battle Bots (съемки проходили весной этого года в Лос-Анджелесе) занимались всем комьюнити — команда «Большой брат» предоставила комплектующие и свою разработку — контроллеры, которые прошли все сражения. Участник команды Solarbot Дмитрий Мелькин помогал команде создавать робота на московской площадке.
На создание одного робота уходит от нескольких недель до нескольких месяцев — зависит от наличия свободного времени и ресурсов у команды. «Создавать роботов затратно, — признает Алексей Орлеанский. — Первые наши тележки были гаражно-колхозного типа, сделанные из того, что нашли по углам. Они стоили, исходя из затрат, порядка 50 тыс. рублей за штуку, не считая работы. Сейчас мы понимаем: чтобы сделать нормального робота, нужно вложить около 800 тыс. рублей. Самое дорогое — контроллеры, а они горят с невероятной скоростью». Стоимость контроллеров составляет порядка 500 долларов, есть более надежные, но они значительно дороже. В итоге команда придумала, как усовершенствовать имеющиеся. «Теперь думаем о возможности кастомизации нашей разработки под другие задачи», — отметил представитель команды «Большой брат».
Участник московской команды Solarbot Павел Лонкин ранее так описывал комплектующие робота Шелби: «для рамы использовали профили 20х20 и 40х20. Все погнуто было вручную. Колеса — от карта. Звездочки и цепь — от мопеда. Редуктор — от шуруповерта. Движки — от радиоуправляемых моделей. Для пневмосистемы использовали: советский пневмоцилиндр, корпус от огнетушителя, баллон от газового оборудования, шланги от КАМАЗа, фитинги от него же. Клапан — от системы пневмоуправления». Собрали такого робота примерно за месяц.
«Последний робот обошелся нам в 400 тыс. рублей, но для таких соревнований, как Battle Bots, нужно иметь с собой практически второго такого же на замену и еще чемодан запасных деталей в придачу», — говорит капитан петербургской команды Energy / Unicorn Петр Кравченко. Преимущества — на стороне тех команд, которые работают на производствах и имеют доступ к оборудованию и комплектующим. Остальным сложнее, сетуют участники команд.
По словам Игоря Никитина, команда «Бронебота» помогает участникам в создании роботов и выделяет технические гранты. Создать робота для соревнований, по его оценкам, можно и за 100-150 тыс. рублей. Цена вырастет до 500 тыс. рублей, если команда не готова искать материалы и хочет купить готовые комплектующие. Для сравнения: создание робота в Великобритании обходится в 6-8 тыс. фунтов.
«Еще четыре года назад у команды за плечами было меньше детей, ипотек и запала было больше, Сейчас запас энтузиазма постепенно угасает; хочется продолжить участие в боях уже на профессиональном уровне, чтобы хотя бы не оставаться в минусе, — отмечает Алексей Орлеанский. — Заработать на турнирах можно только за первые места, но когда разделишь призовые на всю команду, то ничего и не остается».
При этом за рубежом есть команды, которые занимаются боями по 20 лет и живут только созданием роботов. «В США активно поддерживают команды, — отмечает Петр Кравченко. — Чтобы шоу было зрелищным, у организаторов турниров существует служба технической поддержки — ей можно заказать любую деталь во время соревнований или воспользоваться оборудованием на площадке. Организаторы также полностью оплачивают доставку робота и выделяют средства на перелет команды».
В России это пока невозможно. Для спонсорства тоже нет условий — регулярности сражений и единого регламента. В итоге спонсоры приходят и быстро уходят, не видя выгоды, отмечают участники движения. «В России не предусмотрено никакой компенсации затрат командам. В Китае, например, нам дали денег — мы создали своего робота и участвовали в боях. В России это не индустрия — все построено на энтузиазме», — говорит директор департамента робототехники «Вебер Комеханикс» Дмитрий Кашинский.
Одна из серьезных проблем — зритель. Интерес к боям растет — аудитория интернет-трансляций боев за четыре года, по данным Promobot, выросла в три раза, до 100 тыс. просмотров. По мере дальнейшего роста аудиторных показателей шансы российских боев на превращение в хороший бизнес будут увеличиваться. «Но сейчас у боев в России слишком маленькая аудитория, а развитие требует вложений. Зрелище, сама машина и шоу должны быть высокого класса, как и уровень подготовки команды», — отмечает Алексей Орлеанский. Состояние индустрии в данный момент ее участники характеризуют выражением «походный цирк».
Повысить привлекательность боев роботов в России могут телевизионные и интернет-трансляции, спонсорская поддержка на маркетинг, говорит Игорь Никитин: «В принципе мероприятия зрителям очень нравятся; организаторам просто нужно больше работать над качеством и продвижением». Но пока индустрия зарождается, она, к сожалению, зависит от поддержки государства и спонсоров, добавляет он.
Следующим шагом для развития отрасли могли бы стать государственные гранты для создания боевых машин, предполагают участники. «Команды, которые участвуют в этом виде спорта, — уникальные ребята, способные на самые серьезные инженерные инновации как в военной сфере, так и гражданской. Поэтому, даже с точки зрения практических целей, индустрия боев роботов требует развития», — уверен Игорь Никитин.
По словам Олега Кивокурцева, стоимость одного шоу в среднем составляет 30 млн рублей. Сюда входит свет, звук, застройка ринга, ремонтная зона, гранты командам на создание техники и другие организационные расходы. «Стоимость шоу со временем практически не менялась, хотя менялись статьи расходов. Самый дорогой пункт в смете — ринг, поскольку в этой конструкции используется специальное стекло из поликарбоната, это пуленепробиваемый материал, и он очень дорогой», — отмечает сооснователь компании Promobot. Все битвы роботов компании были бесплатными для зрителей и покрывались спонсорскими взносами.
На протяжении трех лет основным партнером «Битвы роботов» выступал Сбербанк, но в 2018 году он прекратил поддержку лиги. «Бои роботов — безусловно, зрелищные инженерные соревнования. Однако, их содержательная нагрузка с точки зрения подготовки молодых кадров — минимальна. Именно поэтому, одновременно с созданием собственной Лаборатории робототехники, мы перешли от поддержки зрелищных, но малоэффективных для подготовки кадров «боев роботов» к не менее зрелищным, но более полезным для нас соревнованиям «Евробот», — отметил руководитель Лаборатории робототехники Сбербанка Альберт Ефимов.
Экономика «Бронебота» иная. Не менее 50% средств на создание шоу покрывается доходами от продажи билетов. Их стоимость составляет от 500 до 1 тыс. рублей. В день может проходить до трех сражений, а число зрителей за день доходить до 10 тыс. Остальные доходы — спонсорские взносы. В статьях расходов основная — аренда зала и ринг — 50% бюджета, 30% — призовой фонд командам, 20% — реклама и шоу-программа. Ринг с учетом использования машин с вращающимися элементами, например, матангами, а значит, толстым защитным стеклом, обходится в 6-8 млн рублей. Для сравнения: ринг американского телешоу Battle Bots стоит порядка 2 млн долларов — большая площадь, самые мощные в мире роботы и самая серьезная защита — 20-миллиметровый купол из поликарбоната для защиты зрителей от разлетающихся со скоростью пули осколков машин.
В качестве важного этапа по развитию индустрии сразу несколько участников российских соревнований отметили создание домашней площадки с рингом для обкатки роботов. Среди возможных партнеров рассматривается территория Сколково.
«Мы проводили переговоры на предмет совместного участия в организации боев роботов на территории Сколково с «Робостанцией». Пока переговоры притормозились, но летом мы обязательно возобновим их, поскольку тема интересна и хотелось бы приземлить это мероприятие на площадке Сколково, — отметил руководитель направления «Робототехника и искусственный интеллект» IT-кластера фонда Сколково Павел Кривозубов. — Создание роботов — наукоемкий и технологический процесс, связанный и с НИОКР, и патентованием, и защитой интеллектуальной собственности. Для нас это будет хороший симбиоз науки и зрелищности».
«Бои роботов, с одной стороны, популяризируют робототехнику, а с другой стороны — подчеркивают негативную коннотацию: роботы служат для уничтожения кого-то, пусть даже других роботов. По сути, это те же гладиаторские бои. Конечно, популяризация нужна, но в том формате, когда роботизация приносит пользу для людей и оптимизации процессов. Нам нужно, чтобы к робототехнике сейчас относились как к космонавтике 50-60 лет назад», — высказывает другую точку зрения исполнительный директор Национальной ассоциации участников рынка робототехники Алиса Конюховская.
Отчасти это согласуется с желаниями организаторов — сделать бои роботов инструментом популяризации робототехники. «Если бы государство выделило технические гранты для команд по 400-500 тыс. рублей на создание роботов и участие в соревнованиях, то роботостроением стали бы активно заниматься, сами соревнования проходили бы регулярно, как WorldSkills, JuniorSkills. Если бы на бои роботов обратили внимание, понимая, что это зрелищно, продуктивно и развивает индустрию, то индустрия развивалась бы гораздо легче», — заключает Игорь Никитин.
Ольга Зарубина