Под венчурными инвестициями понимаются инвестиции на сумму до $150 млн (по средневзвешенному курсу ЦБ для рублевых сделок, действующему в рассматриваемый период времени) в рискованные, технологичные и потенциально высокодоходные (проекты с целевой ожидаемой внутренней нормой доходности IRR не менее 15%) проекты.
При этом под инвестицией аналитик подразумевают приобретение акционерного, уставного капитала непубличной компании-реципиента инвестиций и/или предоставление долгового финансирования с возможностью конвертации долей или акций (equity), в том числе и с отлагательными условиями. Инвестиции могут производить как фонды (юридические лица, зарегистрированные в российской или зарубежной юрисдикции, располагающие мобилизованным капиталом, сформированным из более чем одного источника для осуществления профессиональных вложений в форме прямых инвестиций в непубличные компании и соответствующим образом позиционирующие себя на рынке), так и частные лица или группы частных лиц.
При оценке объема и динамики российского рынка венчурных инвестиций учитывались только венчурные инвестиции в компании, которые осуществляют деятельность преимущественно в России. Финансирование российскими инвесторами компаний, ориентированных больше на зарубежные рынки, не включалось в объем российского венчурного рынка.
Основатель Dsight Арсений Даббах сообщил ComNews, что количество венчурных сделок с ИКТ-проектами (интернет, ИТ-сервисы и софт) по итогам 2019 г. составило 89% (205 сделок) от общего количества венчурных сделок на российском рынке (230 сделок). При этом объем инвестиций в ИКТ-проекты в прошлом году составил $788,5 млн – 91% от общего объема венчурных инвестиций ($868,7 млн).
Для сравнения, в 2018 г. количества сделок с ИКТ-проектами было меньше в процентном соотношении – 78%. Однако в абсолютных значениях количество сделок с ИКТ-проектами в 2018 г. было больше, чем в 2019 г. – 240 против 205. Впрочем, объем венчурных инвестиций в ИКТ-проекты в прошлом году вырос как в процентном, так и в абсолютном значениях. Так, в 2018 г. он составил $630 млн или 82% от всего объема российского венчурного рынка, указал Арсений Даббах.
На сделки с технологическими компаниями в таких значимых сегментах, как e-commerce, транспорт и логистика, онлайн-образование, медиа, foodtech, gaming и ПО, всегда приходилась львиная доля венчурного рынка, подчеркнул партнер EY, руководитель группы по оказанию услуг компаниям отрасли связи, сектора технологий и медиасектора в СНГ Антон Устименко. Это объясняется большим количеством стартапов в этих областях и более короткой траекторией развития компаний – это важно для венчурных инвестиций, ищущих быстрый и высокий рост бизнеса. В других сегментах, например биотехе, – гораздо длиннее цикл, меньше объем рынка и сложнее экспертиза, и поэтому, в отличие от более развитых рынков, в России в них меньше инвестируют, добавил Антон Устименко.
В начале 2010-х годов очень популярными были стартапы типа маркетплейс и различные агрегаторы, но эта эпоха прошла, замечает руководитель центра инноваций "Лаборатории Касперского" Виталий Мзоков. "Сегодня мы видим перспективу у проектов, ориентированных на глубокие технологии и обладающих достаточно узкой специализацией, – так называемые deeptech-стартапы. Среди областей их работы такие перспективные направления, как машинное обучение, сети 5G, интернет вещей (IoT), медицинские технологии, промышленная безопасность и защита персональных данных", – перечисляет он.
По наблюдениям партнера корпоративной практики адвокатского бюро DS Law Дениса Беляева, во второй половине 2019 г. увеличилось количество запросов на сопровождение сделок с проектами в области AI (Artificial Intelligence, искусственного интеллекта), EdTech (Educational technology) и FinTech (Financial technology). По оценке DS Law, эта тенденция сохранится и в наступившем году. В 2020 г. компания также ожидает последствий положительного воздействия на венчурный бизнес нескольких значимых IPO "с российскими корнями", случившихся в 2019 г.
В первую очередь, речь идет о майском первичном размещении акций HeadHunter на NASDAQ. Это первое IPO российской компании за два последних года и первое размещение высокотехнологичной компании за шесть лет после сделки QIWI и TCS Group. По мнению Арсения Даббаха, сделка с HeadHunter показала, что несмотря на санкции, компании с российской выручкой могут быть выведены на американские биржи, а фонды с российскими корнями умеют проводить сложные сделки и доводить компании до IPO.
Есть и новая тенденция – на российские проекты начали смотреть крупные азиатские корпорации, говорится в исследовании. Технологический гигант Huawei купил патенты и команду разработчиков компании "Вокорд", которая занимается технологиями по распознаванию лиц. Еще одна китайская компания Alipay (группа Alibaba) в октябре 2019 г. создала совместное предприятие с холдингом USM Алишера Усманова, Mail.ru Group, "Мегафоном" и РФПИ. Новая организация должна обеспечить обработку платежей и операций клиентов AliExpress Russia. Активно смотрят на перспективные проекты в России другие международные игроки — JD.com, Samsung, LG, Nvidia, Honeywell и ExxonMobil.
В целом российский венчурный рынок в 2019 г. вырос на 13% до $869 млн при сокращении количества сделок в полтора раза – до 230. Это означает, что после некоторого ажиотажа в начале 2010-х гг. примерно с 2017 г. рынок стабилизировался, и пока нет предпосылок к его дальнейшему бурному росту, пояснил ComNews партнер EY.
Скачкообразный рост объёма инвестиций во многом обусловлен ростом среднего чека: в сделках со зрелыми проектами этот показатель вырос в 1,6 раза до $78 млн, в сделках стадии seed – в два раза с $0,1 млн до $0,2 млн. Но более всего объём средней сделки вырос в стадии startup – более чем в три раза: с $0,3 млн до $1,1 млн. Инвесторы в 2019 г. предпочитали рисковать по-крупному — увеличивали чеки, тяготели к зрелым компаниям с понятной бизнес-моделью и прогнозируемым денежным потоком.
Что касается совокупного объема выходов, то в 2019 г. он увеличился аж в 16 раз до $5,55 млрд. Это рекордный показатель для России. Это может позволить оказаться в топ-10 венчурных экономик в мире, отмечают аналитики.
Сливки собирали владельцы больших интернет-компаний. Успешным выходом стала сделка по продаже Андреем Андреевым и инвестхолдингом "Финам" компании MagicLab (основана в 2006 г.), которая владела приложениями для знакомств Badoo, Bumble, Chappy и Lumen. Покупателем стал Blackstone Group, а сумма сделки составила $2,85 млрд.
Вторая по величине сделка — продажа южноафриканскому фонду Naspers миноритариями крупнейшей платформы электронных объявлений Avito. Среди продавцов – Vostok New Ventures (13,3%), "дочка" Baring Vostok – Geliria Holdings (4,2%), основатели и менеджеры компании (14,6%). Сумма сделки составила $1,16 млрд, а Naspers получил контрольный пакет. Весь бизнес Avito был оценен в $3,85 млрд.
Третья по объему крупная сделка – это продажа акций Nginx американской компании F5, занимающейся облачными сервисами. Сумма сделки составила $670 млн. Один из первых инвесторов в Nginx был фонд Runa Capital.
Все эти сделки касаются зрелого бизнеса, на растущие компании пришлось $139,1 млн. Среди сделок со стартапами на стадии "экспансия" выделяется покупка французским сервисом BlaBlaCar агрегатора для покупки билетов на автобусы Busfor. По оценкам Dsight, основатели Busfor получили за компанию $88 млн. Особняком стоит Mail.ru Group, которая пытается догнать Yandex по всем направлениям – в результате интернет-холдинг переманил Сбербанк и выступает с ним общим фронтом в foodtech (Delivery Club, SberFood) и на рынке транспорта ("Ситимобил", YourDrive). Их вложения в общий бизнес оценивали в 64,6 млрд руб. На сделки со стартапами пришлось $50,4 млн – среди них была покупка "Газпром-медиа" разработчика решений для интернет-рекламы Getintent за $20 млн у AltaIR Capital и Buran VC (новое название FlashPoint VC).
Количество сделок на зрелых стадиях в 2019 г. было меньше, чем годом ранее. Среди знаковых инвестиций увеличение доли Baring Vostok и АФК "Система" в Ozon на 8% ($50 млн) и предоставление конвертируемого займа в апреле ($150 млн), вложение Goldman Sachs в Acronis ($147 млн), которая занимается резервными копиями, защитой и восстановлением данных. Двукратный прирост в относительном выражении инвестиций показали проекты на стадии посева (до $26,1 млн) и стартапы, сегмент которых вырос до $50,4 млн. Активность обеспечили акселераторы, корпорации концентрировались на зрелых проектах.
В целом снижение числа сделок связано со снижением активности акселераторов, говорится в отчете. На стадии посева число сделок упало на 30% до 108 штук. Не могло не сказаться решение ФРИИ замедлить поддержку новых стартапов и заняться поиском стратегов для текущих проектов. Число сделок ФРИИ сократилось в два с лишним раза по сравнению с прошлым годом, также снизил активность фонд Winno (ранее – Numa) c 9 до 7 сделок.
Стартапы, прошедшие "школу жизни" в акселераторах, успешней привлекают инвестиции. В 2019 г. таких проектов было более 70. Это объяснимо — акселераторы отсеивают заведомо провальные проекты, помогают компаниям выйти на рынок, выстроить грамотную PR-кампанию и наработать связи с инвесторами.
Крупные компании на постоянной основе рассматривают свои акселераторы как средство поиска инноваций. Например, акселераторы активно развивает Сбербанк (500 Startups, SberUp), "Лаборатория Касперского" (iHub для проектов в области Cyber Security), МТС (MTS StartUp Hub), Qiwi (Qiwi Universe Product Hub), "Северсталь" (проекты в металлургии). Также начали появляться мультикорпоративные акселераторы для секторов промышленности — среди них работающий на рынке современных строительных технологий Build UP, который реализуется компаниями "Галс-Девелопмент", "Дон-Строй-Инвест" и "Фодд" при поддержке фонда "Сколково".
Большие ожидания от программ акселерации от госструктур. В 2019 г. акселераторы запустили "Вертолеты России", "Росатом", РЖД, ВТБ, ГТЛК и КАМАЗ. При этом РЖД уже проинвестировал в семь стартапов, а ВТБ — в двенадцать. Ожидаемо, что спрос на такие инкубаторы со стороны корпораций будет только расти с каждым годом.
Как отмечает Виталий Мзоков, на текущий момент в России венчурный рынок движется в сторону корпоративных инвестиций: крупные компании стали развивать венчурные фонды как свои подразделения. Стартапам же интересна совместная работа с корпорациями, поскольку большие компании представляют собой не только соинвесторов, но и помогают проектам выйти на рынок. При этом заметно снижается количество инвестиций в стартапы на ранних этапах их развития, добавляет специалист "Лаборатории Касперского". Это лишь два фактора, которые активно влияли на изменение венчурного рынка в ушедшем году.
По поводу движения венчурного рынка в сторону корпоративных инвестиций партнер венчурного фонда Sistema VC Искандер Гиниятуллин предположил, что активность корпоративных фондов выросла за счет тех, что были созданы компаниями с государственным капиталом. "В 2019 г. государство много говорило о необходимости инвестирования и развития венчурного сегмента, в том числе, со стороны государственных компаний. Госкомпании же инвестируют не напрямую, а через свои фонды, которые с точки зрения рынка являются корпоративными, а не государственными", – полагает он.
Достаточно неплохую картину на венчурном рынке омрачили в 2019 г. корпоративные конфликты. Они затрагивали крупнейшие венчурные фонды – Baring Vostok, Runa Capital и Russia Partners. Многие из них сопровождались уголовными делами против инвесторов и предпринимателей. Самое громкое из них произошло в начале года — уголовное дело против сотрудников старейшего фонда Baring Vostok Майкла Калви из-за акционерного конфликта в банке "Восточный".
В конце года рынок содрогнулся от еще одного уголовного дела против успешных предпринимателей — основателей Nginx Игоря Сысоева и Максима Коновалова. Rambler Group обвинил их в нарушении авторских прав после того, как Nginx за $670 млн приобрела американская F5. Одним из первых инвесторов Nginx был фонд Runa Capital Сергея Белоусова. Были конфликты и без привлечения правоохранительных органов. Под конец года разразился спор в финансовом агрегаторе Banki.ru, где противоречия по операционным вопросам возникли у основателя сервиса Филиппа Ильина-Адаева и миноритарного акционера — фонда Russia Partners.
На фоне неоднозначного бизнес-климата и слабого экономического роста инвесторы из России активно инвестируют в зарубежные стартапы. Таких сделок в 2019 г. было более 140, они помогают разнообразить инвестпортфель и снизить страновые риски. Активность инвесторов на Западе позволит новым российским инвесторам попасть в российский список Forbes. В нем оказался основатель крупного сервиса знакомств Dating.com Дмитрий Волков. По данным компании, на всех сервисах зарегистрировано 73 млн пользователей, а ее выручка за 2018 г. достигла $200 млн. Дмитрий Волков создал несколько своих фондов, SDVentures и Real Estate Discovery Ventures, а также инвестировал в другие венчурные фонды — Target Global, iTech Capital, Gagarin Capital и 500 Startups. Состояние Дмитрия Волкова Forbes оценил в $750 млн.
На дальнейшее развитие российского венчурного рынка по-прежнему будут влиять инвестиционный климат, доступ к деньгам, умение и желание российских предпринимателей заниматься международным развитием для повышения ликвидности и стоимости их бизнеса, а также рост количества стратегических инвесторов, говорит Антон Устименко.
Что касается развития узкоспециализированных стартапов, экономика России не агрессивнорастущая, а стабильная, и в этих условиях сложно ожидать бурного развития стартапов массового сектора, которые, как правило, относятся к b2c, рассуждает партнер венчурного фонда Sistema VC. "Учитывая активизацию корпоративных фондов, у которых часто фокус лежит на поиске проектов, как-то соприкасающихся с бизнесом ключевого инвестора, поиск стартапов инвесторами идет в очень прикладном смысле. Ищут стартапы для решения какой-то конкретной задачи или закрытия какого-то определенного технологического вопроса, из чего и вытекает специализация b2b стартапов на конкретном продукте и технологии", – объясняет он.
Наиболее актуальными на ближайшее время темами для России будут smart city, а также оптимизация и автоматизация производственных и бизнес-процессов, ожидает Искандер Гиниятуллин. "Хотелось бы также, чтобы в России стало трендом инвестирование в медтех, но пока у нас здесь очень маленький задел на сегодня, – говорит он. – Это мировой тренд, но пока не для РФ. В России, к сожалению, количество околомедицинских, фармацевтических стартапов на сегодня такое маленькое, что они все известны каждому человеку в венчуре".
Будущее иностранных инвестиций в российские стартапы Арсений Даббах оценил оптимистично. "В 2019 г. сделок с иностранными инвестиционными фондами практически не было, присутствовали только корпоративные сделки с иностранными участниками. К сожалению, мы закрыты для Запада, а на азиатском направлении пока существенных прорывов нет. Тем не менее, мы все же ожидаем, что появятся в ближайшее время предпосылки для иностранного инвестирования в наши проекты", – резюмировал он.
Анна Устинова