Холдинг VK впервые объявил о раздаче средств культурным проектам в 2021 году, пообещав выделить средства на продвижение. Впрочем, тогда эти средства были виртуальными: победители могли потратить их только в маркетинговом разделе личного кабинета. Сейчас соцсеть предлагает на продакшн вполне реальные деньги, с помощью которых можно будет, например, оплачивать работу специалистов, аренду и закупку оборудования, необходимого для создания контента, а также другие расходы, не противоречащие положению, которое можно скачать с официальной страницы VK Гранты (vkgrants.ru).
Согласно условиям, в 2022 и 2023 годах предполагалось, что участник с помощью поддержки VK будет продвигать уже существующий контент, созданный на собственные средства. В этом году участники смогут выиграть грант как на продвижение уже имеющегося контента, так и на создание нового – съемку клипов, видеоэкскурсий. По сути, участники получают возможность создать цифровой проект с нуля. Новый грант не замещает предыдущий (если он был), они будут существовать параллельно.
По статистике, в предыдущие два года «ВКонтакте» получил заявки от 1715 участников. За это время 29 млн руб. (14 млн руб. в 2022 году и 15 млн руб. в 2023 году) были распределены между 109 наиболее интересными проектами.
В этом году сумма увеличится – и на продвижение существующего контента, и на создание нового будет выделено по 30 млн руб., а максимальная сумма для одного проекта может составить 5 млн руб.
Заявки на получение денежных средств принимаются с 15 января до 22 февраля 2024 года, один участник может зарегистрировать до трех проектов и получить на создание одного из них до 5 млн руб. Что касается цифровых средств для рекламного кабинета, заявки можно будет подать с мая 2024 года. Каждый участник также может зарегистрировать до трех проектов, но сумма поддержки будет меньше – до 1 млн руб.
Требования подразумевают, что участники должны быть зарегистрированы в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя не менее полугода, их сообщество в ВК насчитывает не менее 1000 человек, при этом активно – не менее 4 авторских эксклюзивных публикаций в месяц.
Еще одно нововведение – в 2024 году для принятия решений по вопросу, кто наиболее достоин финансирования, будет собран координационный совет, в который войдут известные деятели культуры.
Наибольшей популярностью среди молодого поколения пользуются VK Клипы – короткие вертикальные видео, которые удобно смотреть с экрана смартфона. Поэтому в холдинге рекомендуют участникам сделать основной акцент именно на них. Впрочем, также можно участвовать и с другими форматами: статьями, трансляциями, подкастами, VK Историями, VK Видео.
Главное условие грантодателя – созданный контент должен использоваться именно в социальной сети «ВКонтакте». Впрочем, учитывая рейтинг соцсети, большинство участников это не смущает. По данным аналитиков Mediascope, «ВКонтакте» постоянно на верхних позициях рейтинга по среднесуточному охвату и времени потребления.
Отдельно отметим участие в конкурсе петербургских культурных проектов. Так, Александринский театр за счет гранта смог привлечь внимание к междисциплинарному фестивалю, проходящему на Новой сцене. А Мариинский театр за два года участия получал гранты оба раза.