Предпринимателю предъявлено обвинение в организации похищения и вымогательстве. Теперь его объявят в международный розыск, однако заполучить его на Родину у Следственного комитета при Генеральной прокуратуре РФ (СКП) шансов мало. Евгений Чичваркин находится в Лондоне, а Великобритания, как известно, почти никогда не выдает наших граждан. Тем более, после того, как бизнесмен начал сотрудничать с партией "Правое дело", его арест вполне можно представить и как акцию политического устрашения.
Постановление о привлечении Евгения Чичваркина в качестве обвиняемого было вынесено следствием 14 января этого года. Ему инкриминировали ч. 3 ст. 126 УК РФ (похищение человека) и пункты "а" и "б" ч. 3 ст. 163 УК РФ (вымогательство).
Реклама:
В сентябре прошлого года были арестованы начальник службы безопасности "Евросети" Борис Левин и его заместитель Андрей Ермилов. Им предъявили обвинение в причастности к самоуправству, похищению к 2003 году бывшего экспедитора компании Андрея Власкина и вымогательству у него 20 млн рублей. Правоохранительные органы провели обыски в центральном офисе "Евросети" в Бумажном переулке.
Затем был арестован начальник отдела экономической безопасности компании "Евросеть" Сергей Каторгин. Ему также предъявили обвинение в вымогательстве и самоуправстве. Представители правоохранительных органов Москвы считают, что Власкина похитили, а потом достаточно длительное время удерживали на съемных квартирах, требуя возврата денег за некие телефоны.
По словам самого Евгения Чичваркина, Власкин сам похитил у компании технику на 20 млн рублей. Сотрудники "Евросети", как объяснял ее глава, действительно требовали от экспедитора возврата денег за украденное, но оказывали на него лишь моральное давление, после чего тот сознался и погасил долг.
Евгения Чичваркина в сентябре приглашали на допрос в Генпрокуратуру, где он несколько часов отвечал на вопросы следователя. Затем была еще одна встреча предпринимателя со следователями – в ноябре.
После начала расследования Евгений Чичваркин продал бизнес компании ANN предпринимателя Александра Мамута. Сумма сделки – около $1,35 млрд, при этом чистыми деньгами совладельцы "Евросети" получили по разным данным $400-$450 млн. Далее Мамут продал 49,9% ритейлера "Вымпелкому" с опционом еще на 25% компании.
В ноябре Чичваркин фактически получил приглашение стать главой московского отделения только что созданной партии "Правое дело". Он также должен был заниматься брендингом партии. От предпринимателя требовалось провести московскую региональную конференцию "Правого дела", но в конце декабря Чичваркин отбыл в Лондон, как говорит его адвокат Владимир Жеребенков, в отпуск.
После этого Чичваркина еще раз вызвали на допрос, на 31 декабря. По словам Жеребенкова ни он, как адвокат, ни его клиент повестки не получали, поскольку были на отдыхе. Чичваркину и вовсе доставили повестку буквально через несколько часов после того, как он отбыл в Лондон.
Далее следователь вызвал Чичваркина на 15 января для предъявления обвинения Тот снова не прибыл. В результате 16 января его объявили в розыск. Следствие также подало ходатайство в Басманный суд о заочном аресте экс-совладельца "Евросети".
Долгое время Евгений Чичваркин ни с кем не выходил на связь. Однако вчера руководители партии "Правое дело" сообщили, что предприниматель поговорил с ними. Он, высказав сожаление и извинения за то, что не может участвовать в работе партии, попросил содействия делового общества в той непростой ситуации, в которую он попал.
Из разговора с ним один из руководителей партии Георгий Бовт сделал вывод, что бывший совладелец "Евросети" пока не намерен возвращаться в Россию, из опасений попасть под стражу.
Глава общественной организации "Деловая Россия" Борис Титов также общавшийся с Чиваркиным, готов оказать ему непосредственную помощь и даже начать собственное расследование ситуации.
"Случай с Евгением Чичваркиным подтверждает, что административное давление на бизнес продолжается", - говорится в заявлении партии.
После окончания заседания Басманного суда адвокат Владимир Жеребенков рассказал о своем видении ситуации. "Долгое время мы не говорили об одном обстоятельстве, которое в принципе ставит под сомнения все действия следствия в отношении Чичваркина, - говорит защитник, - "так вот, уголовное дело в отношении него не возбуждалось". "Видимо, следствие так спешило объявить Чичваркина в розыск, что просто забыло возбудить в отношении него уголовное дело", - объясняет адвокат.
По словам Жеребенкова в сентябре было возбуждено уголовное дело в отношении Левина, Ермилова и Каторгина. Упоминаний о Чичваркине или о каких-либо "неизвестных лицах", которых можно было бы проассоциировать с ним, в деле нет
"Мы также ранее не говорили и том, что Евгения Чичваркина вызывали на допрос 17 декабря. Тогда мы спросили следователя – нужны ли мы в ближайшее время, можем ли уехать в отпуск. Нам ответили – не нужны, можете, а уже после этого случилась вся эта история", - говорит Владимир Жеребенков.
Адвокат также считает, что следователь в нарушении закона не уведомил защитников бизнесмена о предъявлении ему обвинения. "Адвокат должен присутствовать при предъявлении постановления о привлечении в качестве обвиняемого. Был приглашен адвокат по назначению, который присутствовал формально", - сказал Жеребенков.
По словам Жеребенкова, в действиях суда просматривались двойные стандарты, которые были допущены судом. "Судья принял только одно ходатайство от защиты, сославшись на то, например, что под телефонограммой из "Евросети" о том, что Чиваркин больше там не работает, нет печати, поэтому данный документ сочли копией. Что касается следствия, то фактически все доводы не были подвергнуты сомнению, хоят некоторые документы их вызывают", - утверждает адвокат.
По его словам, следствие также утверждает, что Чичваркин может воздействовать, будучи на свободе на сотрудников "Евросети". Однако в компании он уже не работает с 23 октября, и как полагает Владимир Жеребенков, вряд может оказывать какое-либо давление на ее работников.
Защитник собирается уже завтра обжаловать решение Басманного суда в городском Московском суде. "Если не получится – мы будем обращаться в Верховный суд или Европейский суд по правам человека", - заключает Жеребенков.
Владимир Александров