Председатель Правительства РФ утвердил долгосрочную программу развития ОАО РЖД до 2025 г. Отдельная часть документа посвящена проекту «Цифровая железная дорога», рассчитанная на шесть лет. Она подразумевает солидные инвестиции в новую ИТ-инфраструктуру холдинга, современные электронные сервисы грузовых и пассажирских перевозок, переход на электронные билеты и цифровую юридически значимую документацию.
Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал (http://government.ru/docs/36094/) 19 марта распоряжение № 466-р, которым утверждена долгосрочная программа (http://static.government.ru/media/files/zcAMxApAgyO7PnJ42aXtXAga2RXSVoKu.pdf) развития ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) до 2025 г.
В рамках ее реализации предусматриваются, в частности, развитие комплексного обслуживания грузоотправителей и повышение качества грузовых перевозок, повышение транспортной мобильности людей внутри и между агломерациями, развитие контейнерных перевозок, расширение сети высокоскоростных магистралей, развитие инфраструктуры для обеспечения перспективных объёмов перевозок, переход на «цифровую железную дорогу».
Программой предусматриваются два сценария претворения в жизнь новой Программы. Они основываются на прогнозе социально-экономического развития страны, включающем показатели динамики роста внутреннего валового продукта и объемов промышленного производства, и на прогнозах инфляции и роста цен в промышленности. Первый сценарий, названный «базовым», основан на консервативном сценарии Министерства экономического развития РФ (МЭР РФ), второй сценарий, принятый как «оптимистичный», основан на базовом сценарии МЭР РФ.
Плановые значения ключевых показателей эффективности деятельности на период до 2025 года по базовому сценарию долгосрочной программы развития ОАО РЖД до 2025 г.
Цифровая железная дорога
Принятая программа Правительства РФ включает проект «Цифровая железная дорога», которому посвящена отдельная часть документа. В ней утверждена шестилетняя программа цифровизации РЖД, которая подразумевает солидные инвестиции в новую ИТ-инфраструктуру холдинга, современные электронные сервисы грузовых и пассажирских перевозок, переход на электронные билеты и цифровую юридически значимую документацию.
Ключевые направления развития информационных систем в ОАО РЖД включают в себя: создание единого информационного пространства грузовых перевозок и логистики, а также пассажирского комплекса для повышения доходности; формирование сквозных цифровых технологий организации перевозочного процесса; создание единой интегрированной АСУ, оптимизацию корпоративных систем управления предприятием, анализ и разработку отчетности.
В документе отмечается, что переход к целевому состоянию ИТ создаст основу для новых сервисов на базе цифровых технологий и обеспечит снижение доли эксплуатационных расходов ОАО РЖД на информационные системы (до 5% в год).
Совершенствование операционной модели управления ИТ будет направлено на обеспечение эффективного управления ИТ, обеспечение прозрачности затрат и повышение производительности труда, что позволит оптимизировать персонал и достичь экономии при проведении закупок. Оценка потенциала на основе сопоставимых компаний составляет до 15% оптимизации информационно-технического персонала и до 1,2 млрд. рублей экономии закупок.
Целевые показатели и ожидаемые инвестиции в развитие программы цифровизации РЖД
Через шесть лет доля электронных билетов в поездах дальнего следования должна составлять не менее 70%, доля услуг грузовой перевозки и сопутствующих сервисов, доступных к оформлению в электронном виде, не менее 75%. Ожидается, что к 2025 г. доля электронных документов при взаимодействии с участниками перевозок, включая международные транзитные перевозки, превысит 90%. Долю операций в бизнес-процессах обслуживания клиентов, выполняемых без участия человека, предполагается довести до 55%.
Число пользователей отечественных программ из Единого реестра российского ПО в РЖД и ее дочерних компаниях предполагается довести до уровня не менее 70%.
В документе не указаны суммы, которые предположительно будут инвестированы непосредственно в «цифровую» часть модернизации РЖД. Всего для исполнения программы предполагается в период 2019-2025 гг. привлечение инвестиций от частных инвесторов в объеме до 4 трлн руб. Объем государственной поддержки в 2019-2025 гг. составит 200 млрд руб.
Приложение к программе с детальным списком предполагаемых инвестиций, в частности, подразумевает, что на программу корпоративной информатизации перевозочного процесса в период с 2019 по 2025 гг. отводится 132,07 млрд руб. На создание единой интеллектуальной системы управления и автоматизации производственных процессов на железнодорожном транспорте (ИСУЖТ) за тот же период отводится 3,5 млрд руб. На обновление оборудования и устройств связи предполагается инвестировать за шесть лет 78,69 млрд руб.