Глобальные технологические гиганты, такие как Facebook и Twitter, активно пользуются тем, что их головные офисы находятся за пределами российской юрисдикции — они нередко уклоняются от уплаты налогов, игнорируют решения судов, неохотно сотрудничают с компетентными органами госвласти и не платят наложенные на них штрафы.
Профессиональное сообщество в России, как и во многих других странах мира, предлагает различные меры воздействия на ИТ-гигантов, которые помогли бы привести их работу в стране в соответствие с законодательством. Одной из таких мер может стать отказ от сотрудничества с иностранными онлайн-платформами со стороны органов государственной власти и компаний с госучастием. Согласно исследованию консалтингового агентства Prognosis, более 60% их затрат на коммуникационную работу с населением в Интернете приходится на иностранные социальные сети — Instagram, Facebook и YouTube.
«Очевидно, что Facebook и Twitter настроены по-прежнему не исполнять российские законы и не выплачивать штрафы. Значит, пора начинать в их отношении «операцию по принуждению к миру», говоря распространенным сейчас военным языком. Нужно, чтобы все российские госкомпании и ведомства, от муниципальных до федеральных, перестали размещать в этих соцсетях рекламу. Этого требует банальный здравый смысл: наше государство не спонсирует нарушителей закона в других сферах деятельности, не надо делать исключение и для интернета. Когда топ-менеджеры заметят сокращение доходов в России, уверен, им захочется об этом поговорить», — написал в своем telegram-канале депутат Госдумы Антон Горелкин.
Пост парламентария был посвящен отказу российских властей предоставить указанным ИТ-гигантам отсрочку для локализации данных россиян, при том что и наложенный на них штраф в 4 млн рублей за это правонарушений иностранные цифровые монополисты проигнорировали. Специалисты опасаются, что и разрабатываемый в России закон о введении дополнительных обязанностей для соцсетей по удалению деструктивного контента может остаться лишь словами на бумаге, если у иностранных ИТ-гигантов не появится представительств в стране: внушительные штрафы просто не с кого будет взыскивать, а требования об удалении того или иного контента останутся без адресатов.
Юристы полагают, что для изменения ситуации можно сделать шаг навстречу иностранному бизнесу, чтобы работа в правовом поле РФ стала для него выгодной. Так, офисы иностранных ИТ-компаний могут быть виртуальными, устроенными по аналогии с «Личным кабинетом налогоплательщика», реализованном Федеральной налоговой службой России.
Председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения АЮР Александр Журавлев говорит, что виртуальное представительство должно быть создано по модели личного кабинета на сайте, в котором, в том числе, должны быть реализованы функции и возможности сдачи отчета о финансово-хозяйственной деятельности, то есть баланс, декларации по налогам. Также необходимы функции, которые бы позволили иностранной компании работать непосредственно с регулятором на территории России и осуществлять обмен сообщениями с государственными органами.
На сегодняшний день, по словам эксперта, за это отвечает Федеральная налоговая служба. Уже существует механизм регистрации и создания представительства, а также его функционирования.
Однако, с точки зрения Александра Журавлева, он требует доработки, чтобы сделать более удобным интерфейс и добавить ряд функций, о которых эксперт уже упоминал ранее. Плюс обязательно должна быть возможность осуществлять именно безбумажный документооборот, чтобы все документы на создание, на дальнейшее взаимодействие, могли быть переданы через соответствующий кабинет, сообщил Журавлев, отметив, что на сегодняшний день эти предложения уже частично реализованы.
«Законодательно я бы поменял срок регистрации: уменьшил бы его, чтобы убыстрить процесс. И добавил бы туда возможность взаимодействия с регулятором. Имеется в виду разработка функционала, через который регулятор типа Роскомнадзора или иные органы могли направлять запросы, а компания могла бы их получать и готовить ответы. Для этого в том числе нужно поменять КоАП и включить туда возможность передачи такой информации и таких требований в электронном виде. Чтобы они считались полученными непосредственно компаниями», — пояснил он.
Председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения АЮР рассказал, что практика создания подобных цифровых представительств является современной, они есть во многих странах мира. Но пионерами в применении подобного подхода являются Канада и Израиль, которые, во-первых, модернизировали законодательство в этой области, во-вторых, создали такие личные кабинеты, и придерживаются принципа, что физическое присутствие на их территории не обязательно. Они исходят из того, что, если услуга цифровым сервисом оказывается именно гражданину этого государства, то в этом случае компания функционирует на территории государства. Это, в том числе, требует открытия подобного цифрового представительства.
«Обязать иностранные компании открывать цифровые или реальные представительства мы не можем —это юридически невозможно. Но если в ходе их деятельности будет установлено, что они не исполняют российские законы, например, не в полном объеме платят налоги, не локализируют персональные данные, не осуществляют функции по удалению противоправного контента, информации, то в этом случае возможно введение в законодательство адекватных мер, которые бы могли на них воздействовать», — пояснил Александр Журавлев.
Эксперт напомнил, что в ЕС и в США идет реформирование соответствующего законодательства. Например, в США наиболее актуальным является пример TikTok: компанию обвинили в том, что она передает данные граждан США государственным органам Китая, в том числе, возможно, и разведке. В результате был издан указ Министерства промышленности и торговли США, в котором были обозначены инновационные меры в части санкций, которые применяются к IT-гигантам.
«Что это были за санкции? Это запрет на передачу данных на территории США, запрет на оказание услуг хостинг-провайдеров TikTok на территории США, запрет на улучшение или изменение программного кода, на котором функционирует приложение компании в США, запрет маркетплейсам на обновление и распространение этого приложения, а также были и вопросы, связанные с запретом передачи трафика и замедлением трафика», — рассказывает Александр Журавлев.
Александр Журавлев подчеркивает, что с IT-гигантами не работают стандартные меры, которые существуют на сегодняшний день. Это демонстрирует и ситуация с Facebook и Twitter, которые юридически получили штрафы, а фактически они не исполняются. Также в качестве примера может выступать сервис Wheely: Мосгорсуд заблокировал эту компанию, приостановил деятельность в соответствии с КоАПом за нарушение закона о персональных данных на 90 дней. То есть юридически она не должна работать, но фактически приложение до сих пор доступно для скачивания в маркетплейсах (App Store или Google).
Не только США, но и Евросоюз начал проводить реформу в этой области, продолжает эксперт. До конца года там намерены принять директиву Digital Services Act, которая будет регулировать действия IT-гигантов и соответствующих платформ в Евросоюзе. Помимо прочего она будет давать регуляторам ЕС возможность в случае, если кто-то нарушает закон, или если концентрация IT-гигантов становится настолько большой, что они будут злоупотреблять доминирующим положением, даже разделять компании по секторам.
«Соответственно, мы видим, что на сегодняшний день есть правовая тенденция, которая направлена на то, чтобы бороться с этими IT-гигантами, и России нельзя оставаться в стороне. Если мы говорим про меры в случае отказала от соблюдения законов, то этими мерами могут быть следующее: первое, это определенная категория штрафов – то есть оборотные штрафы; второе, если компания не открыла представительство и она не платит штраф, то в этом случае надо рассматривать возможность на запрет заключения государственных контрактов с этой компанией по рекламе на территории России», — рассказывает Александр Журавлев.
Если эта мера не сработает, продолжает эксперт, то можно рассмотреть возможность обращения взыскания на доходы компании от рекламы на территории России. Если и это не будет работать, как меру воздействия можно использовать запрет маркетплейсам на обновление программы, требование на ее удаление из маркетплейса, либо аналогичные меры.
«Если же и это уже не работает, то можно рассмотреть в качестве крайней меры замедление трафика. Но перед тем, как вводить на законодательном уровне меру по замедлению трафика, следует провести тесты, чтобы ознакомить заинтересованных лиц с их результатами – это необходимо для того, чтобы у нас не возникло ситуации под названием «Telegram №2», — рассуждает эксперт.
Это не значит, что по отношению к иностранным компаниям будут действовать только карательные меры и наказания — предлагается также разработать варианты стимулирования их работы в правовом поле РФ.
«Если компания совместное предприятие непосредственно с российской компанией, то в этом случае их надо стимулировать и распространять на них такие же налоговые льготы, которые на сегодняшний день уже существуют для IT-отрасли, и которые еще дополнительно будут вводиться в ближайшее время», — заключил Александр Журавлев.
Антон Тимофеев