Законопроект «О цифровых финансовых активах» — один из трех наряду с проектами «О краудфандинге» и «О цифровых правах» призванных отрегулировать сейчас серую с точки зрения законодательства зону обращения криптовалют и токенов. При этом сами эти понятия в проектах заменены термином «цифровые права». Этот термин, согласно проекту заключения совета, подготовленному заместителем его главы Евгением Сухановым, неудачен — «речь идет не о новых видах прав, а о новой, электронной форме их фиксации». Соотношение «цифровых прав» с «цифровыми финансовыми активами» также вызвало у совета вопросы: проект констатирует, что «цифровые активы» — это совокупность «цифровых прав». Эксперты более удачным считают указание, что «права из бездокументарных ценных бумаг и доли в уставном капитале ООО могут удостоверяться электронными данными ("цифровые права")», а совокупность таких прав, закрепленная за одним лицом, уже именуется «цифровым финансовым активом».
Беспокойство юристов вызвала и идея выпуска «цифровых финансовых активов» всеми без исключения юрлицами. Последствия этого показаны на примере ООО как наиболее распространенного вида юрлиц. Возможность ООО оплачивать уставный капитал в рассрочку в сочетании с возможностью выпускать цифровые финансовые активы и права спровоцирует возникновение «многочисленных фирм-однодневок, и без того совершающих различные злоупотребления», опасаются юристы совета. При этом требование об указании в решении о выпуске «цифровых финансовых активов» на их обеспечение «имуществом лица», их выпускающего, становится «пустой, бессодержательной декларацией». Кроме того, упрощение оборота долей ООО в цифровой форме ускорит их оборот, но «превратит их в подобие ранее существовавших "закрытых" (теперь "непубличных") акционерных обществ», смешав эти виды юрлиц. Те же претензии в еще большей степени высказывались к возможности выпуска «цифровых активов» некоммерческими организациями, рассказала “Ъ” глава аналитической службы юрфирмы «Инфралекс» Ольга Плешанова: в случае с НКО такие активы «будут и вовсе ничем не обеспечены». По ее словам, в целом обсуждение на совете было даже более жестким, чем проект заключения,— по мнению юристов совета, в нынешнем виде законопроект приведет к возврату финрынка РФ в 90-е годы вплоть до создания на нем финансовых пирамид.
Одни из самых масштабных юридических замечаний к документу вызвали включенные в него предложения новых редакций законов об АО и ООО. «Учитывая громадный объем и количество иных изменений и дополнений, вносившихся в эти законы (несмотря на которые они до сих пор сохраняют противоречия с действующим Гражданским кодексом)», президентский совет предлагает «переопубликовать их текст в новой редакции», одновременно поручив правительству свести их в единый закон о хозяйственных обществах (как это предусматривалось Концепцией развития гражданского законодательства 2009 года), что «могло бы серьезно содействовать совершенствованию отечественного корпоративного законодательства».
В связи с таким объемом нареканий документ рекомендовано вернуть в стадию первого чтения — такое неожиданное предложение на заседании совета сделал его глава Павел Крашенинников (глава комитета ГД по госстроительству и законодательству). Отметим, что ранее о необходимости «притормозить» прохождение регулирующих криптовалюты законопроектов говорил и бизнес — 17 октября на координационном совете РСПП по вопросам цифровизации его сопредседатель Владимир Потанин заявил, что они не учитывают позицию РСПП как «выразителя интересов значительной части бизнеса».
Олег Сапожков, Евгения Крючкова