«Гимназия №2» города Великий Новгород является значимым образовательным учреждением для региона. Это базовая школа с технологическим профилем, выпускники которой, по статистике, имеют большие шансы поступления в вузы Новгородской области и РФ.
Директор филиала в Новгородской и Псковской областях ПАО «Ростелеком» Ольга Родионова рассказала о работах, выполненных компанией. В течение 2022 года « Ростелеком» реализовал два контракта, которые касались как гимназии № 2, непосредственно в которой и проходило пресс-мероприятие для журналистов, так и других городских и сельских школ. Теперь все образовательные учреждения региона обеспечены качественной ИТ-инфраструктурой и находятся в равных условиях по уровню цифровизации и доступу к веб-ресурсам.
Первый контракт – это ЕСПД, или единая сеть передачи данных. Компания «Ростелеком» оснастила существующие телекоммуникационные каналы образовательных учреждений соответствующим оборудованием, после чего они смогли получать трафик с контент-фильтрацией, что необходимо для образовательного процесса.
Соответственно, второй проект – это ЦОС, Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». В 2021 году Новгородская область вошла в число 16 субъектов РФ, в которых был запущен пилотный проект. Заказчиком выступило Министерство цифрового развития РФ.
На протяжении двух лет выстраивалась информационная инфраструктура в школьных зданиях Новгородской области. Это 211 объектов, принадлежащих 150 образовательным учреждениям. Работы велись по двум основным направлениям: первое – это видеонаблюдение.
Специально для журналистов в холле школы был установлен экран, на который вывели изображения с четырех камер. Внутренняя и внешняя камеры на каждом входе позволяют полностью контролировать периметр и осуществлять безопасность детей и образовательного процесса. Камеры работают в режиме 24/7, а передаваемая ими информация хранится на сервере в течение месяца.
Почетные гости в новгородской гимназии №2
Второе направление – это организация Wi-Fi на всей территории образовательного учреждения. На всех этажах зданий сегодня установлены точки доступа. Скорость доступа в Интернет составляет для крупных населенных пунктов не менее 100 Мбит/с, а для малонаселенных и удаленных населенных пунктов – не менее 50 Мбит/с.
Если говорить конкретно о здании гимназии № 2, то здесь установлена 21 точка доступа, что позволяет бесшовно покрыть беспроводной сетью Интернет всё здание. Выход в сеть ориентирован в первую очередь на педагогический состав и на обеспечение учебного процесса, для этого авторизация Wi-Fi происходит на портале Госуслуг. Периферийные устройства, использующиеся в учебном процессе, могут быть также подключены к этой системе.
На данный момент все школы региона, за исключением тех, которые находятся на капремонте, подключены к сети Интернет, а также снабжены системой видеонаблюдения. На 211 школьных зданий приходится 612 уличных и 612 внутренних видеокамер. Помимо этого, в рамках программы было установлено 370 видеорегистраторов, а также 499 коммутаторов доступа, 206 сервисных маршрутизатора, 2914 точек доступа Wi-Fi.
Также в рамках программы были оснащены видеокамерами 432 аудитории для сдачи ЕГЭ.
Рассказав об основных аспектах проекта, Ольга Родионова передала слово представителю основного заказчика, министру цифрового развития и информационно-коммуникационных технологий Новгородской области Михаилу Киблеру.
Он акцентировал внимание слушателей на том, что проект – это возможность организовать равные условия для всех детей Новгородской области, даже проживающих в самых небольших удаленных населенных пунктах. Теперь и у них есть доступ к цифровым образовательным продуктам: «Мы проводим уроки цифры, нам удается даже организовать телемосты с участием одновременно нескольких школ из разных муниципалитетов. В целом это совмещение двух больших федеральных проектов – «Цифровая образовательная среда» и «Информационная инфраструктура». Коллеги из Министерства образования закупают сложное технологическое оборудование в школы – это интерактивные панели, ноутбуки, очки дополненной реальности, но в этом есть смысл только если в школах есть качественный Интернет».
Министр цифрового развития и информационно-коммуникационных технологий Новгородской области Михаил Киблер
По словам Михаила Киблера, раньше в отдельных школах региона скорость Интернета составляла около 2 Мбит/с, так как подключение происходило посредством технологии ADSL. В других учреждениях вообще не было доступа в Сеть. Сегодня проведенные работы позволяют говорить о равных условиях для образовательной деятельности.
В рамках проекта учли вопрос, часто волнующий родителей школьников: потребление детьми некачественной информации – так называемый информационный шум. Спикер уточнил, что авторизация через ЕСИА не позволяет детям подключиться к школьному Интернету. И даже если подключиться в качестве пользователя к сети ЕСПД удастся (так как подростки в четырнадцать лет уже имеют возможность создать учетную запись на портале Госуслуг), система не пропустит их дальше, поскольку учетки ЕСИА не подключены к учетному кабинету школы.
«Конечно, впереди ещё много работы, совместно с «Ростелекомом» нам предстоит решать проблему цифрового неравенства в малых населенных пунктах, ставить базовые станции. Но то, что сделано за два года в Новгородской области именно в организации информационной инфраструктуры в школах – на самом деле большое достижение. Мы продолжим дальше сотрудничать для того, чтобы у нас во всех населенных пунктах были одинаковые условия как по доступу к Интернету, так и по доступу к цифровому образовательному процессу», – резюмировал Михаил Киблер.
От имени Министерства образования выступила Ирина Данилова, заместитель министра образования Новгородской области:
«Действительно, сейчас в школы поставляется довольно большое количество оборудования. Федеральный проект в этом году позволил обеспечить оборудованием – современным, мультимедийным, компьютерным, цифровым – 39 школ. Проект «Цифровая образовательная среда» действует с 2019 года, и на настоящий момент можно констатировать, что все школы области, основные юридические лица, оснащены. Нам осталось оснастить в следующем году филиалы упомянутых 39 школ. Всего по проекту по всей Новгородской области поставлено 800 ноутбуков, более 200 телевизоров, видеокамер, МФУ, то есть количество позиций по каждому из наименований достаточно большое. Конкретно в гимназию №2 поставлено 23 ноутбука, 6 больших телевизоров, панели которых позволяют использовать интерактивный контент в образовательном процессе. Данное оборудование позволяет, используя образовательные платформы, расширять возможности для учителей и учеников».
Заместитель министра образования Новгородской области Ирина Данилова
Михаил Киблер добавил, что все ноутбуки, поставленные в школы в рамках программы, благодаря соглашениям, подписанным с крупнейшими разработчиками отечественного программного обеспечения (это операционные системы и офисные продукты), были оснащены отечественным софтом без затрат для регионального бюджета. Вендоры безвозмездно предоставляют для образовательных организаций все необходимые лицензии. «Именно сейчас мы должны начинать учить своих детей работе на отечественном софте, чтобы для них в дальнейшем это стало таким же естественным, как для нас с вами – работа в Windows или других западных программных продуктах», – прокомментировал он.
В рамках посещения школы журналистам также предложили присутствовать на одном из уроков. В 11Т классе шел телемост с гимназией №4, на котором ученики обсуждали видеотехнологии. Урок был посвящен современным технологиям, с которыми ребята сталкиваются ежедневно – в частности, видеоконтенту, генерируемому пользователями.
Учитель упомянул видеоблоги, также спросил у учеников, кто из них сам является генератором контента. Выяснилось, что несколько учеников ведет telegram-каналы. Оказалось, что telegram-канал есть и у замминистра цифрового развития Новгородской области, также присутствовавшей на уроке.
Урок в 11Т классе Новгородской гимназии №2
Поговорили о том, что контент должен быть качественным, что видео интереснее, чем текстовый формат. Ученики узнали, что работа с видео представляет собой достаточно сложный процесс, который можно осуществлять как «с колес», так и используя сложный монтаж. Также можно создавать контент вообще без участия человека с использованием хромакея и 3D-моделей. Поговорили о профессиях, участвующих в создании видео: это видеооператор, монтажер, сценарист, звукорежиссер, продюсер и другие.
Школьные ноутбуки
В ходе занятий ребятам также был продемонстрирован ролик, посмотрев который, они должны были назвать как можно больше профессий, связанных с генерацией видеоконтента. Катя Сергеева, занимающаяся контентом и развитием бизнеса в «VK Клипах», рассказала школьникам с экрана о том, чем она занимается в рамках своих обязанностей.