Компания «Русский Партнер» начала работу около 10 лет назад. Специалисты компании занимаются реализацией гидравлического оборудования, а также оборудования для резки металла и переработки лома. В линейку продукции входит также техника и оборудование для прессования. Кроме того, компания поставляет автомобильную спецтехнику китайского производства Dongfang. Завод Dongfang является производителем оборудования по подготовке и переработке вторичных отходов.
Решение о внедрении CRM системы было принято компанией «Русский Партнер» с целью повышения эффективности, управляемости и прозрачности работы подразделений продаж и сервиса компании. Основной задачей выступала автоматизация этих отделов.
В состав штата проектной команды от компании SoftUnit входили менеджер-консультант, менеджер проекта, а также разработчик ПО (сборка, конфигурация) и IT-специалист. Проектные работы стартовали в середине марта и были выполнены достаточно оперативно. В первой декаде апреля завершился первый этап внедрения, что, по словам менеджера проекта SoftUnit CRM Андрея Быкова, обусловлено тем, что на этом этапе внедрялась практически стандартная версия продукта.
Если говорить непосредственно самом проекте, то на начальном этапе специалисты SoftUnit провели демонстрацию системы перед сотрудниками заказчика, далее обсуждались ее возможности. Затем проектная группа провела совместное формирование, анализ основных и дополнительных требований компании «Русский Партнер» к системе и планирование этапов сотрудничества. Далее специалисты выбрали схему развертывания программных и аппаратных средств, и после принятия решения заказчиком о внедрении SoftUnit провела установку и конфигурирование системы на оборудовании «Русский Партнер».
«Что касается интеграции с другими системами, то на данный момент произведен импорт данных клиентской базы компании. Кроме того, в наших ближайших планах намечена интеграция с корпоративным сайтом и бухгалтерией. Кастомизация системы по требованиям заказчика запланирована на последующие этапы сотрудничества», - прокомментировал г-н Быков.
Еще одним опытом SoftUnit в этом сегменте компаний, занимающихся спецтехникой, стал проект с «Универсал Сервис» (Украина), которая 12 лет является официальным представителем зарубежных производителей строительной, дорожно-строительной и погрузо-разгрузочной техники. В ходе сотрудничества основной объем работ по развертыванию системы был выполнен удаленно. Это стало возможным благодаря веб-ориентированным технологиям CRM-решения (сервер приложений Java + тонкий клиент) и совместной работе с сотрудниками IT–подразделения компании заказчика. Все работы по проекту завершились в мае 2007 года.
Другими проектом компании SoftUnit на рынке дистрибьюции спецтехники стало сотрудничество с питерской компанией «ВИП-системы». Заказчик CRM-решения с 1997 года является поставщиком строительного и промышленного инструмента. Особенностью проекта являлось то, что разработчики SoftUnit реализовали двусторонний обмен информацией с базой данных «1С: Предприятие», добавили функциональность пользовательской роли «Курьер». Также проектная группа внедрила модуль управления группами рассылок (в электронном и бумажном виде), модифицировали подсистему разграничения доступа и т.д. С сентября 2006 года CRM система работает в компании в режиме коммерческой эксплуатации.
В числе других проектов компании отметим сотрудничество SoftUnit с Golden Gate (см. новость от 8 июня 2007 г.), а также петербургским издательством «Промпуть» (см. новость от 17 ноября 2006 г.), «Петроснаб», занимающейся реализацией цветного металлопроката, вторичных ресурсов цветной металлургии и др.
«Компания SoftUnit осуществляет большое количество внедрений на местном рынке. Это может быть обусловлено невысокой стоимостью внедрения решений компании по сравнению со многими аналогами, а также ориентированностью продуктов скорее на предприятия среднего и малого бизнеса. Такие предприятия только формируют свои взаимоотношения с клиентами, поэтому для них принципиально важно установить удобную и относительно недорогую систему, которая бы позволила структурировать отношения с клиентами. У подобных CRM-систем, возможно, недостаточно функционала по сравнению с серьезными западными разработками, однако для большинства клиентов расширенные возможности систем не являются основным требованием», - прокомментировал аналитик компании «Финам» Виктор Галенко.
В компании SoftUnit подтверждают, что SoftUnit CRM ориентирована на SMB-сегмент рынка. «SMB-компании заинтересованы в установке современной, несложной во внедрении и обучении веб-ориентированной CRM-системы с возможностью гибкой и в то же время недорогой интеграции системы с корпоративным веб-представительством, бухгалтерскими и учетными программами», - пояснил Андрей Быков. Веб-ориентированная система автоматизации деятельности отделов продаж, закупок, сервиса по конкурентоспособной цене (от $100 за лицензию в зависимости от количества приобретаемых рабочих мест), по мнению специалистов SoftUnit, доступна таким компаниям. Разработчик намерен продвигать систему на региональных рынках, в том числе осуществляя удаленное развертывание системы.
По мнению многих специалистов ведущих игроков на рынке, сегмент CRM еще на стадии развития, и большинство потенциальных заказчиков еще не готовы к осознанию такой необходимости. Но тем не менее такие сегменты, как телекоммуникации, финансовый сектор, оптовая и розничная торговля являются наиболее зрелыми. Подробнее о ситуации на рынке рассказал Виктор Галенко: «На российском рынке представлены CRM-решения как отечественной, так и иностранной разработки. Западные системы представлены такими разработчиками, как Oracle, Microsoft CRM, Siebel, SalesLogix и некоторыми другими. Российские системы представлены компаниями «1С», «БМикро», Terrasoft, «Компас», «Эксперт Системс» и SoftUnit CRM. Доминирующее положение в сфере внедрения CRM на сегодняшний день принадлежит западным компаниям. При этом нельзя сказать, что отечественные решения выглядят хуже на фоне западных разработчиков. Дело, скорее, в том, что западные компании первыми предложили подобные продукты, и у них больший опыт и практика внедрения. И поскольку основные потребители решений (финансовый сектор, телекоммуникации и оптовая торговля) ориентированы на высокое качество системы, они готовы переплачивать за надежность западных разработок. Мы считаем, что отечественные системы уже догнали западные аналоги по удобству и функционалу. И основным преимуществом российских систем CRM, по сравнению с западными разработчиками, является меньшая стоимость внедрения. Однако данный фактор пока не играет существенной роли, пока CRM-продукты не станут востребованы в тех секторах экономики, для которых стоимость внедрения играет решающую роль. Тем не менее потребность в комплексных и качественных услугах среди российского бизнеса постепенно растет - не только в установке программного обеспечения, но и в постановке клиентской стратегии, продаж, мотивации персонала, обучении. Темпы роста рынка в ближайшие годы должны быть высокими, поскольку экономика отечественная продолжает активно развиваться».
Как отмечают аналитики, доля внедрения западных разработок в сфере CRM значительно превышает долю внедрения отечественных решений. Такая тенденция наблюдается даже несмотря на то, что западные системы являются крайне дорогими как в установке, так и в работе и обслуживании. Но, по оценкам специалистов компании «Финам», отечественные системы занимают не менее 20 процентов от общего рынка внедрения в России. В зависимости от региона данный показатель может варьироваться в большую или меньшую сторону.
«Установить себе CRM-решение могут позволить себе предприятия далеко не всех отраслей экономики. Наиболее востребованными отечественные CRM-системы являются в небольших российских банках, сфере страхования, фармацевтике, торговле, промышленности и телекоммуникациях. В основном среди отечественного бизнеса внедряются системы «1С-Рарус:CRM Управление продажами», «CRM - Управление контактами («Алтиус Софт»)», а также «Парус - Менеджмент и маркетинг», eCRM и другие. Что же касается конкурентной среды на Северо-Западе, то отмечу, что рынок CRM только начинает развиваться. Поэтому мы считаем, что сложно назвать прямых конкурентов для SoftUnit. Однако на Северо-Западе ими вполне могут быть отечественные разработчики CRM-систем, такие как «Астрософт», «1С», «Поликом Про» и некоторые другие. Общей чертой российских разработок можно назвать их ориентацию на малый и средний бизнес, поскольку на местном рынке не много компаний, готовых заплатить сотни тысяч долларов за CRM-систему», - отметил г-н Галенко.
«Говоря о доли нашей компании на рынке, в данный момент я не готов определить ее в цифрах, но отмечу, что рынок СRM-систем региона на подъеме - об этом можно судить, в частности, по динамике количества обращений новых клиентов к SoftUnit. Насколько я знаю, аналогичную картину наблюдают большинство разработчиков и поставщиков систем данного класса. Что касается развития наших продуктов, в основном эти планы направлены в сторону создания вертикальных решений и расширения возможностей интеграции системы с веб-представительством компании. Кроме того, технологически, думаю, будущее за приложениями с rich Ajax web-интерфейсом, обладающими гибкими механизмами синхронизации данных между клиентской и серверной частями системы», - прокомментировал Андрей Быков.
Лидером по количеству внедрений в Петербурге на сегодняшний день называют Microsoft CRM, которую продвигают на рынок многие игроки, в числе которых такие компании, как «Поликом Про», Digital Design, Softline и др.
Подробности
Компания SoftUnit основана в конце 2004 года и занимается разработкой программного обеспечения, web-ориентированных решений, сайтов, а также рекламным дизайном. Ключевое направление деятельности компании – разработка кросс-платформенных решений для автоматизации бизнеса с использованием технологий J2EE (Java 2 Enterprise Edition). Помимо SoftUnit CRM компания представляет на рынке такие решения, как RestUnit и FDealer (первая из них адресована предприятиям индустрии отдыха и ресторанного бизнеса, вторая предназначена для автоматизации деятельности компаний, занимающихся производством и поставками мебели).