О росте количества площадок, предлагающих услуги по организации аукционов по продаже проблемных долгов банков, "Ъ" рассказали участники рынка. Так, в середине апреля начнет работать площадка для продажи цессионных долгов "Долговая площадка", пояснил партнер компании Георгий Аракелян. Кроме того, в ближайшее время услуги в качестве площадки для продажи цессионных долгов будет предоставлять "Финкарта", пояснил ее глава Александр Морозов. В начале года запустилась еще одна площадка — Loansales.ru, предоставляющая услугу подбора покупателей на кредитные портфели. Связаться с Loansales.ru "Ъ" не удалось. До сих пор было известно о запуске лишь одной подобной площадки — "Призмы" — от бюро кредитных историй "Эквифакс", заработавшей в конце 2015 года. Пока она провела лишь одну сделку (участники не раскрываются).
Схема работы подобных компаний в целом одинакова: банк размещает на площадке долги своих клиентов, а коллекторы сегментированно выбирают ту часть, которая в большей степени подходит их профилю (например, по региональному признаку). Кроме того, площадки дают возможность объединить схожие долги нескольких банков в один пул, что увеличивает спрос клиентов и цену продажи. "Банк, у которого исходно был не очень большой объем интересных инвесторам долгов, может продать их, объединив портфель с другим игроком",— поясняет Георгий Аракелян.
За услуги продавец платит комиссию: по оценкам представителей площадок — 2-3% от суммы проданных долгов, по оценкам банкиров — до 5%.
Протестировать новую возможность избавиться от плохих долгов уже готов ряд банков. Согласно опросу "Ъ" среди топ-60 банков по размеру активов, такие предложения получили ВТБ 24, "Открытие", "Траст", Бинбанк, Альфа-банк, Уральский банк реконструкции и развития (УБРиР), Кредит Европа банк, Транскапиталбанк, ОТП-банк и Тинькофф-банк. В Бинбанке планируют заключить договор с одной из площадок после выбора наиболее интересного предложения. УБРиР согласует договор с "Призмой". В "Открытии" рассматривают возможность небольших тестовых продаж на нескольких площадках. В Тинькофф-банке уже есть предварительные договоренности по сотрудничеству с "Призмой" и "Долговой площадкой". В Транскапиталбанке от сотрудничества отказались, поскольку портфель плохих долгов невелик. В ряде банков изучают предложения площадок. В Сбербанке отказались от комментариев. В ХКФ-банке, Абсолют-банке, Райффайзенбанке, "Восточном" не получали таких предложений. В "Дельтакредите" не работают с коллекторами. В остальных банках не ответили на вопросы "Ъ".
Потребность в создании новых площадок появилась из-за падения цен на рынке цессии. Стоимость цессионного портфеля в зависимости от качества долгов сейчас в среднем варьируется в пределах 0,5-1% от суммы долга, но банки не готовы продавать долги по низким ценам. "Сегментация долгов по признакам, интересным коллекторам, повышает их интерес к продукту, а значит, возможности банка реализовать портфель,— говорит гендиректор компании "Эквифакс" Олег Лагуткин.— Стоимость сделки в процессе аукциона может вырасти на 25-30%".
Банки продавали портфели проблемных долгов через электронные площадки и раньше. Однако такие торги проходят на неспециализированных для коллекторов площадках, где кроме банков размещают тендеры различные компании. "Действующие электронные торговые площадки имеют единый интерфейс и не заточены под отдельный вид закупки, в данном случае уступку прав требований",— отмечает начальник департамента по работе с проблемной задолженностью группы Бинбанка Сергей Голец. Специализированные площадки за счет дополнительных возможностей формирования выборочных или объединенных пулов долгов выглядят более эффективными, полагают участники рынка.
В то же время, указывают эксперты, работа по новой схеме, более выгодной с точки зрения цены продажи, создает для банков репутационные риски. "Потенциальный риск в том, что на аукцион могут прийти недобросовестные покупатели, что в впоследствии может сказаться на имидже банка",— говорит руководитель дирекции качества активов УБРиР Виктор Чеванев. Он поясняет, что, когда банк продает портфель проверенному партнеру, он "может быть уверен, что никаких противоправных действий против клиентов осуществляться не будет". Если в аукционе участвуют незнакомые компании, такой уверенности уже нет.
Валерия Францева