«Яндекс» запустит доставку товаров, в том числе из Китая, рассказали РБК менеджер крупного интернет-магазина цифровой техники, сотрудник «Яндекса» и топ-менеджер одного из ведущих онлайн-ретейлеров.
«Компания хочет усиливаться в регионах, они думают и о собственных складах», — уточнил источник в онлайн-магазине, знакомый с планами «Яндекса». Насколько ему известно, интернет-компания ищет возможность наладить доставку из Китая от мелких поставщиков, в первую очередь речь идет о детских товаров и электронике. И все же «Яндекс» самостоятельно заниматься доставкой не будет, речь идет о запуске агрегатора для логистических компаний, утверждают другие собеседники РБК.
Представитель «Яндекса» подтвердил предстоящий запуск логистического сервиса, отказавшись заранее раскрыть подробности нового проекта.
Но сотрудник «Яндекса» отметил, что компания запустит проект на основе агрегатора сервисов доставки MultiShip, команду и технологию которого поисковик купил в январе 2014 года.
В рамках прошлогодней сделки «Яндекс» за $1 млн приобрел программное обеспечение MultiShip и инвестировал в развитие компании несколько миллионов долларов. На момент покупки к агрегатору были подключены почти все крупные логистические службы страны — Axiomus, B2Cpl, Boxberry, CDEK, Maxima Express, PickPoint, QIWI Post, «КурьерСервисЭкспресс», Pony Express и др., с сервисом работали больше 300 интернет-магазинов. С помощью развития MultiShip «Яндекс.Маркет» собирался наладить доставку в регионы. В частности, команда MultiShip должна была взять на себя развитие офлайновой части — наладить работу с логистическими операторами.
Однако в сентябре 2014‑го «Яндекс» объявил о прекращении сотрудничества с MultiShip. «По итогам первых кварталов совместной работы обеим сторонам стало понятно, что у компаний разные подходы к ведению бизнеса и разные представления о его развитии», — заявила тогда пресс-служба «Яндекса», уточняя, что компания «продолжит развивать выкупленную в начале года у MultiShip платформу и ищет нового логистического партнера для работы непосредственно со складами и курьерами».
Как пояснял РБК источник, близкий к участникам сделки, команда MultiShip, которая должна была масштабировать проект внутри «Яндекса», «не справилась с задачей, потеряв интерес к проекту, и в итоге ушла делать новый стартап». Экс-гендиректор MultiShip Мерген Чумудов отказался общаться на тему развития сервиса внутри «Яндекса», сказав, что до сих пор находится под действием договора о неразглашении.
До 2014 года «Яндекс.Маркет» являлся исключительно рекламной площадкой: интернет-магазины использовали сервис для продвижения своих товаров и платили платформе комиссию по схеме оплата за клик (CPC; плата за переход пользователя на сайт магазина). На подобное продвижение через «Яндекс.Маркет» онлайн-торговцы тратили порядка 5–10% стоимости заказа в зависимости от категории, рассказывали тогда владельцы интернет-магазинов.
Слухи о появлении торговой площадки на базе «Яндекс.Маркета» ходили более пяти лет, а в конце 2013 года интернет-корпорация объявила о начале тестирования новой схемы сотрудничества с продавцами: по сути, речь шла о бизнес-модели, которую использует агрегатор Wikimart.ru. Вскоре пользователи получили возможность оформлять покупки на «Яндекс.Маркете», не покидая сервис, а онлайн-торговцы получили новую схему оплаты сотрудничества — комиссию от стоимости оформленного заказа.
По данным «Яндекс.Маркета», ежемесячно около 19 млн человек выбирают товары на площадке более чем 10 тыс. магазинов в 1,5 тыс. категорий. На данный момент на «Яндекс.Маркете» приняты обе схемы оплаты партнерства с интернет-продавцами — за переход пользователя на сайт магазина или на страницу с контактами на карте «Яндекс.Маркета» (минимальная стоимость клика — 3 руб., для книг — 1,5 руб.; чем выше ставка, тем выше позиция в поисковой выдаче товаров) и комиссионное вознаграждение за оформленный заказ (1% от стоимости товара).
«Яндекс» не раскрывает финансовых показателей по отдельным сервисам: в отчетности интернет-компании данные «Яндекс.Маркета» «зашиты» частично в рекламные доходы, частично — в «другое». По словам источника, близкого к компании, ежедневно на «Яндекс.Маркете» в среднем совершается около 80 тыс. заказов. Для сравнения: на одном из крупнейших онлайн-магазинов Рунета Wildberries.ru ежедневно покупатели делают порядка 70 тыс. заказов.
Источник на рынке электронной коммерции, знакомый с бизнесом «Яндекс.Маркета», говорит, что выручка площадки по итогам 2014 года не превышала 10 млрд руб. Другой источник РБК уточняет, что при годовом обороте примерно 50 млрд руб. выручка равна примерно 6–7% этой суммы. Для сравнения: выручка крупнейшего торгового агрегатора Wikimart.ru по прошлому году — 4,7 млрд руб.
До сих пор «Яндекс.Маркет» логистикой самостоятельно не занимался: доставку всех покупок обеспечивали сами продавцы. Собеседники РБК сошлись на том, что появление нового сервиса позволит «Яндекс.Маркету» повысить размер комиссии для партнеров и увеличить их число за счет небольших магазинов, у которых нет собственной логистики, и иностранных ретейлеров.
«Для товарного агрегатора расширение бизнеса в смежные сегменты, такие как доставка заказов, проведение платежей, является вполне логичным шагом», — считает Анна Клинскова, директор по маркетингу и продажам DHL. Как и в случае с предложением товаров, когда агрегатор не является продавцом, услуга по доставке, скорее всего, будет предоставляться логистическими компаниями, информацию о которых покупателю будет выдавать новый агрегатор, предполагает Клинскова.
Для площадок-агрегаторов не имеет значения, из российского или китайского магазина осуществляется поставка товара: чем шире ассортимент, тем выше вероятность, что потребитель найдет то, что ему подходит, а сервис заработает на транзакции, объясняет Клинскова.
По словам гендиректора товарного агрегатора Price.ru (принадлежит Rambler&Co) Алексея Романенкова, средний чек в российской онлайн-торговле в 2014 году составил примерно 3300 руб., а средний заказ на AliExpress — приблизительно 800 руб., что говорит о том, что российские интернет-пользователи предпочитают приобретать «долгоиграющие» товары у себя на родине, а не за рубежом.
Продажи в России осуществляют и крупнейшие китайские онлайн-ретейлеры, при этом своей логистики на местном рынке у них пока нет. Так, AliExpress (входит в Alibaba Group) — крупнейший китайский продавец, работающий на российском рынке. По данным TNS (аудитория 12–64 лет, города с населением свыше 100 тыс. человек), в мае 2015 года сайт AliExpress.com посетили 22,6 млн человек, таким образом, площадка не просто закрепилась в статусе самого посещаемого магазина Рунета, но и обошла, например, по популярности Facebook.com (22,61 млн человек по TNS).
По словам директора по развитию бизнеса AliExpress в России и СНГ Марка Завадского, в настоящий момент совместных проектов у AliExpress с «Яндекс.Маркетом» нет. Источник, знакомый с планами «Яндекса», уточнил, что периодически «идут обсуждения возможных вариантов сотрудничества, но конкретных договоренностей пока нет».
Еще один лидер интернет-торговли Китая — JD.com в середине июня официально объявил о выходе в Россию. Представитель JD.com заявил РБК, что компания не вела переговоры о стратегическом партнерстве с «Яндекс.Маркетом».