В перечне более 900 наименований лекарственных препаратов, в том числе такие, которые необходимо хранить при соблюдении температурного режима. Эксперимент по онлайн-торговле рецептурными препаратами начнется с 1 марта 2023 г. и будет проходить до 1 марта 2026 г. на территории Белгородской и Московской областей и Москвы.
В конце 2022 г. игроки рынка e-commerce заявили, что больше всего в 2023 г. ждут создания правовых механизмов для контролируемой онлайн-торговли рецептурными лекарственными средствами.
По словам заместителя управляющего директора Ozon Алексея Минаева, инициатива станет качественно новым направлением для рынка интернет-торговли и обеспечит создание новых рабочих мест. "Покупатели, в свою очередь, смогут сэкономить время на покупку лекарств, а маломобильные люди, которые не могут самостоятельно выйти в аптеку, получат доступ к необходимым препаратам прямо из дома. В перечне на данный момент отсутствуют льготные препараты, поэтому люди, которые имеют право на покупку данных лекарств, пока не смогут приобретать их онлайн. Мы надеемся, что в дальнейшем такие препараты также будут включены в список для дистанционной продажи", - отметил он.
Генеральный директор PickPoint Надежда Романова говорит, что продажа рецептурных препаратов онлайн - логичный шаг для расширения возможностей потребителей и долгожданный документ, способствующий развитию e-commerce в целом и e-pharma в частности. "Большинство лекарств покупаются населением регулярно и заранее. Онлайн существенно расширит возможности для покупок, позволит выбирать лекарства по максимально выгодной цене и получать удобным способом, не пересекая весь город для покупки нужного препарата", - говорит она.
Руководителя по медицинскому цифровому маркетингу, Россия и СНГ, Dr. Reddy’s, эксперта кластера "РАЭК\Pharma&IT" Екатерину Саввину смущает ограниченное количество регионов: эксперимент пройдет в Москве, Московской и Белгородской областях. "Лично я вижу только плюсы, как для пациентов, так и для игроков фармацевтического рынка. Из минусов можно было бы предположить шанс злоупотребления определенными веществами, но авторы проекта мудро исключили психотропные и наркотические средства, сильнодействующие вещества и спиртосодержащие препараты с объемной долей этилового спирта выше 25%. Из плюсов - доступность для маломобильных пациентов, пожилых, со множественными заболеваниями и повышение приверженности лечению. Вполне вероятно, что развитие онлайн-торговли будет стимулировать и развитие телемедицинских технологий - люди захотят не только покупать онлайн, но и получать рецепты онлайн", - рассуждает Екатерина Саввина.
По ее словам, для фармацевтических компаний - производителей это возможность протестировать новые каналы сбыта. "Мне кажется, что онлайн-продажи - это не только о продаже, это еще один из дополнительных каналов коммуникации с потребителем, который позволяет предоставить людям возможность оперативно найти информацию о препарате, сравнить характеристики и т.д. В связи с этим новый законопроект дает возможность развития для ИТ-компаний и digital-агентств, работающих для обеспечения сервисов, технологий и продвижения фармацевтического бизнеса", - считает она.
По ее словам, всего в список вошло большое количество препаратов по международному непатентованному наименованию (МНН), в том числе антибиотики, препараты для лечения артериальной гипертензии, атеросклероза, сахароснижающие, для терапии ВИЧ-инфекции, лечения онкологических и онкогематологических заболеваний, а также для лечения заболеваний костно-мышечной системы. "Список достаточно обширный, вместе с тем охвачены не все препараты, которые могут пользоваться спросом", - отмечает Екатерина Саввина. По ее словам, в список вошли и дорогостоящие препараты, если мы говорим о таких группах, как онкопрепараты. "В списке перечень лекарств по МНН, к конкретным наименованиям могут быть как более дорогие лекарственные средства, так и более доступные аналоги", - заключила она.
Советник РАЕН, действительный член Российской ассоциации фармацевтического маркетинга, эксперт кластера "РАЭК/Pharma&IT" Вячеслав Краснов отмечает, что документ уже не первый год ожидается фармацевтическим сообществом, поскольку до сегодняшнего дня продажа рецептурных лекарственных средств строго регламентирована и связывает руки как компаниям-производителям или маркетплейсам реализацию лекарственных средств, так, и, с другой стороны, делает невозможным потребителю получить рецептурный препарат в удобном месте и в удобное время (по аналогии с курьерской доставкой продуктов).
По его мнению, главные плюсы - в синхронизации фармы с современным ритмом жизни других сфер: доступ к любым лекарствам для любого пользователя на любом маркетплейсе.
"Модель потребления будет полностью унифицирована. Например, покупатель зашел на маркетплейс, заказал шампуры для шашлыка, салфетки на обеденный стол, ножовку для бытовых нужд и антибиотик для лечения. Не нужно разрываться между пятью сайтами, а затем еще и идти в физическую аптеку в торговом центре ради одного лекарства. Из минусов отмечу риск бесконтрольного употребления рецептурных препаратов - назначение себе при самолечении, - что может повлечь отягощение течения заболевания или привести к развитию побочных эффектов. Второй минус - пока не приняты сами правила проведения эксперимента по онлайн-продаже рецептурных лекарств. И их фармсообщество ждет не меньше, чем список", - сказал Вячеслав Краснов.
По его словам, в список безусловно попала часть препаратов, которые достаточно часто выписываются врачами на приеме. "В списке нет конкретных торговых наименований, не указаны бренды. Список составлен по международным непатентованным наименованиям - действующим веществам. Поскольку на рынке представлены порой до нескольких десятков брендов, в составе которых одно и то же действующее вещество, то можно с уверенностью говорить, что в список вошли и оригинальные бренды, по стоимости упаковки превышающие 5000 руб.", - отметил Вячеслав Краснов.
По его мнению, при запуске процедуры дистанционной торговли рецептурными препаратами следует ожидать общие совокупные продажи на всех игроков рынка в несколько миллиардов рублей в 2023 г. по этому каналу. "Главные в выигрыше - это производители, которые специализируются на производстве рецептуры, а также маркетплейсы, которые смогут расширить набор продаваемых категорий лекарственных средств", - заключил он.
Ирина Приборкина