К 2024 г. в России планируется выпустить не менее 25 тыс. электромобилей и открыть более 9 тыс. зарядных станций для них.
Реализация концепции рассчитана на два этапа. По итогам первого (до 2024 г.) будет подготовлена база для массового производства электромобилей. По итогам второго (2025-2030 гг.) их выпуск должен достичь 10% от общего объема производства транспортных средств в стране. Всего же, как ожидается, в процессе формирования новой отрасли будет создано не менее 39 тыс. высокопроизводительных рабочих мест.
В документе сформулированы первоочередные задачи для формирующейся отрасли. В их числе - развитие производственной базы, наращивание технологических компетенций, выведение на рынок принципиально новых продуктов и создание современной инженерной и транспортной инфраструктуры.
Планируется, что в ходе реализации концепции развитие получат и сопутствующие сквозные технологии. Среди сквозных технологий и соответствующих технологических решений на их основе, которые будут совершенствоваться в процессе разработки и производства электротранспортных средств и оказывать наиболее существенное влияние на развитие смежных высокотехнологичных рынков указаны цифровой инжиниринг, цифровые платформы (платформенные ИТ-решения), цифровые двойники, сенсорика и компоненты робототехники, нейротехнологии и искусственный интеллект, системы управления автомобилем и помощи водителю (ADAS-системы), а также компоненты для умного автомобиля (HMI-системы), интеграция электромобиля с пользовательскими устройствами, квантовые технологии и кибербезопасность автомобиля и ИТ-инфраструктуры, большие данные и технологии беспроводной связи, промышленный интернет и ряд других.
Заместитель генерального директора Softline по работе с национальными проектами Андрей Шолохов отмечает, что так как электротранспорт известен как минимум также давно, как и транспорт с двигателем внутреннего сгорания, то вряд ли перечисленные технологии будут развиваться за счет внедрения электротранспорта. Основными барьерами для развития САПР в России все-таки является относительно незащищенный и небольшой собственный рынок продукции машиностроения, а также отсутствие внутренней конкуренции среди производителей.
Настоящее развитие электротранспорта скорее подтолкнет к развитию технологии хранения электричества - тех самых батарей, которые во многих случаях и являются ключевым барьером - трудно найти баланс между весом батареи и расстоянием, которое может преодолеть электромобиль на одной подзарядке, подчеркивает Андрей Шолохов. Как показывает практика территорий, где электромобили уже занимают большую долю личного транспорта, обычной проблемой является мощности электрораспределительной сети и при увеличении доли электромобилей на 15-20% существенно должна расти и электрогененрация.
Директор по продуктовой стратегии "Группы Т1" Сергей Иванов отмечает, что доля электрического автотранспорта в РФ не сможет составить в среднесрочной перспективе значительную или критическую массу, поэтому говорить о взрывном развитии сквозных технологий пока преждевременно. Основное значение инициативы в том, что она является первым шагом в прикладном использовании технологий цифровых двойников, искусственного интеллекта и цифрового инжиниринга в транспортной отрасли.
Цифровые двойники - одна из более зрелых и "понятных" технологий, подчеркивает Сергей Иванов. Она является необходимым и базовым условием цифровизации, без которого невозможно контролировать и прогнозировать спрос на регулярное обслуживание, потенциальные отказы и замены элементов/узлов. Без этого невозможно как создание отдельных транспортных средств, так и гармоничное развитие отрасли в целом.
Кроме "двойников" крайне востребован цифровой инжиниринг - возможность оптимизации и сокращения производственного цикла. Поскольку электрический транспорт конструктивно и инженерно существенно проще традиционного, это даст значительный эффект в сокращении time-to-market, отмечает Сергей Иванов.
Не являясь обязательным условием производства, сквозные технологии позволяют форсировать сроки в процессе разработки и производства электротранспорта, подчеркивает Сергей Иванов. Объем затрат на сквозные технологии зависит от глубины их использования в рамках концепции. Чем более уникальные решения планируется использовать, тем дороже они будут стоить. Так, по стоимости сильно отличаются такие процессы, как использование "цифрового инжиниринга" при производстве отдельных элементов и узлов и проектирование производства всего транспортного средства с имитацией взаимодействия всех узлов в разных климатических и географических условиях.
Елизавета Неупокоева