Специалисты Strategy Analytics прогнозируют мировой рост продаж автонавигаторов, планшетов, смартфонов и других устройств со встроенной геолокацией с 1,58 млрд единиц в 2018 г. до 3,6 млрд к концу 2023 г. Также увеличится численность мобильных приложений, которые используют службы определения местоположения. Если по итогам прошлого года таких приложений в мире насчитывалось 2,9 млрд, то к 2024 г. их будет уже свыше 3,6 млрд.
Геолокационные сервисы встраивают в бизнес-процессы многие финансовые, страховые, телекоммуникационные, энергетические компании, а также компании в области здравоохранения и недвижимости. Согласно исследованию Strategy Analytics, по итогам 2018 г. 48% мировых бизнесов из вышеперечисленных сфер внедрили технологии геолокационного отслеживания, в 2017 г. этот показатель составлял 40%.
34% опрошенных компаний заявили Strategy Analytics, что в течение 2019 г. собираются внедрять геолокационные технологии, которые позволят им более эффективно управлять активами.
По данным Strategy Analytics, вырастет спрос и на ИТ-решения, которые связаны с обработкой и анализом геолокационных данных. По оценкам исследователей, объем мировых продаж таких решений только в сфере малого и среднего бизнеса увеличится почти в полтора раза: с $2,6 млрд по итогам 2018 г. до $4 млрд уже в 2022 г.
Повышенный спрос на геолокационные технологии, прогнозируют в Strategy Analytics, будет наблюдаться также в секторе рекламы и маркетинга. Объем мирового рынка цифровой рекламы сейчас оценивается на уровне $330 млрд, и все больше его участников применяют решения, связанные с продвижением товаров в зависимости от местоположения своих клиентов.
Согласно исследованию Strategy Analytics, бурно растет и сам бизнес, построенный на геолокационных технологиях. По мнению аналитиков, сейчас на мировом геолокационном рынке наступает время развития комплексных геолокационных платформ, где разработчики решений не просто создают цифровые карты, а представляют доступ к использованию различных сервисов. Например, оптимизация маршрутов, обозначение "точек интереса" (POI), информация о транспортном трафике, конвертация названий улиц в координаты и наоборот и многое другое.
Что касается ключевых участников этого рынка, то, по оценке Strategy Analytics, их список сейчас возглавляют четыре компании - Google, HERE, Mapbox, TomTom.
Лидером по применению навигационных систем в автомобильной индустрии, по мнению Strategy Analytics, сейчас является компания HERE, представленная своими геолокационными сервисами в четырех из пяти машин в Европе и Северной Америке. Сервисы и продукты HERE также активно используются в таких отраслях, как логистика, интернет вещей, городская мобильность.
"Бурному развитию геолокационных технологий в мире способствует растущий спрос на решения, которые связаны с местонахождением людей или объектов. На этом рынке выигрывают компании, способные предоставить комплексные геолокационные платформы и сервисы, основанные на точных и оперативно обновляющихся цифровых картах", - прокомментировал исследование Strategy Analytics менеджер по развитию представительства HERE в России и странах СНГ Виктор Рудой.
В Tele2 (ООО "Т2 Мобайл") выводы исследования вызвали вопросы. "Прежде всего авторы анализировали в совокупности смартфоны и трекеры, что не вполне корректно, учитывая разное предназначение устройств. Геолокацией оснащены все смартфоны, и этот сервис включен в базовый функционал современных гаджетов. Клиенты давно не выделяют функцию геолокации при покупке смартфона, и она не является решающим фактором при выборе аппарата", - заявил представитель пресс-службы Tele2.
По его словам, если рассматривать устройства, для которых геолокация является одной из основных функций, в Tele2 действительно отмечают растущий спрос на трекеры. В первую очередь речь идет о детских часах с геолокацией и возможностью передачи данных по мобильной связи.
Tele2, как сообщили корреспонденту ComNews в компании, развивает проекты геолокации для нужд B2B-клиентов. Для предоставления стоящих данных они требуют доступ к специальной платформе. Однако такие устройства, в отличие от детских часов, не автономны и не являются розничным решением. Тем не менее предсказывают в Tele2, направление геолокации - для розничного формата и вне его - будет развиваться, поскольку позволяет оптимизировать процессы в бизнесе.
В ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") рассказали, что для клиентов, которые желают знать, где находятся родные и близкие, у оператора есть опция "Локатор". Пользователь может подключить ее с согласия абонента, местоположение которого планируется определять. Также в компании подтвердили, что продажи детских часов с геолокацией стабильно растут как у "Билайна", так и в целом на рынке.
В ПАО "МегаФон" не замечают, что функция геолокации является драйвером продаж для гаджетов. "Практически все популярные смартфоны, которые продаются у нас в салонах или интернет-магазине, уже оснащены геолокацией по умолчанию", - сказал представитель пресс-службы оператора.
В ПАО "МТС" согласились с коллегами по рынку. "Пользователи не указывают в запросах наличие данной возможности, так как определение геолокации сейчас воспринимается как базовая функция, сравнимая с доступом к интернету или поддержкой Wi-Fi", - сообщила пресс-служба МТС. В компании поделились данными, что в ее розничной сети более 90% проданных мобильных телефонов в 2018 г. поддерживают функцию геолокации.