О разногласиях между Минтрансом и Росимуществом по вопросу управления акциями создающегося ОАО ГЛОНАСС "Ъ" рассказал источник в правительстве. Согласно плану мероприятий, подписанному премьер-министром Дмитрием Медведевым 9 августа, ОАО ГЛОНАСС будет единственным оператором системы экстренного оповещения оперативных служб о ДТП ЭРА-ГЛОНАСС. С 2017 года датчики ЭРА-ГЛОНАСС будут устанавливаться на все новые автомобили, а на базе системы будут создаваться коммерческие сервисы. По расчетам правительства, валовой доход ОАО ГЛОНАСС в 2018 году составит 5 млрд руб. В четвертом квартале 2014 года правительство должно принять решение о создании ОАО ГЛОНАСС со стопроцентным госучастием, на второй квартал следующего года запланирована допэмиссия ОАО в пользу государства. В качестве оплаты РФ внесет в уставный капитал ОАО систему ЭРА-ГЛОНАСС.
Проблема в том, что в правительственной "дорожной карте" не указано, какое ведомство будет представлять государство в качестве единственного акционера ОАО ГЛОНАСС, утверждает источник "Ъ". Дело в разногласиях Росимущества и Минтранса, уточняет он, это же подтверждают в Росимуществе. Минтранс предложил модель управления, сочетающую в одном лице орган, определяющий стратегию развития и бюджетное финансирование системы ЭРА-ГЛОНАСС, прямое непосредственное управление единственным исполнителем проекта — ОАО ГЛОНАСС, а также орган, контролирующий реализацию проекта и формирующий итоговый отчет об этом перед правительством, перечисляют в пресс-службе Росимущества. А единственным акционером ОАО ГЛОНАСС от имени государства предполагается Минтранс вместо Росимущества. "Такая модель не способствует эффективному управлению по причине узкоотраслевой принадлежности, в то время как сам по себе проект имеет межотраслевой характер: в нем участвуют Роскосмос, Минпромторг, госкорпорация "Ростех", Минэнерго, Минздрав, Минсельхоз, ФСБ, МВД и Минобороны",— отмечают в ведомстве. Кроме того, предложенная Минтрансом модель не является прозрачной из-за отсутствия независимого контроля над стратегическими результатами, финансовым состоянием, эффективностью бюджетных инвестиций и реализацией инвестиционных программ. По мнению Росимущества, развивая систему ЭРА-ГЛОНАСС, не стоит менять сложившуюся систему управления акциями, находящимися в федеральной собственности, определенную постановлением правительства N738. Согласно этому постановлению, Росимущество осуществляет от имени государства права акционера. В Минтрансе не стали комментировать разногласия с Росимуществом.
Интерес к управлению ОАО ГЛОНАСС есть и у "Ростеха", говорит еще один собеседник "Ъ" в правительстве. Менеджер, знакомый с планами "Ростеха", уточняет, что госкорпорация рассчитывает стать управляющей компанией ОАО ГЛОНАСС. "Такой сценарий обсуждался на межведомственных рабочих группах",— утверждает собеседник "Ъ". Президенту некоммерческого партнерства ГЛОНАСС (нынешний оператор ЭРА-ГЛОНАСС) Александру Гурко известно об интересе "Ростеха" к создающемуся ОАО ГЛОНАСС. "О каком пакете акций может идти речь, насколько мне известно, пока не обсуждалось",— сообщил Александр Гурко. Кроме того, "Росэлектроника", КамАЗ, АвтоВАЗ, Российская корпорация средств связи, совладельцем которых является "Ростех", заинтересованы в сотрудничестве с ОАО ГЛОНАСС, добавил он. О планах госкорпорации стать управляющей компанией ОАО ГЛОНАСС господин Гурко "ничего не слышал".
Предложение "Ростеха" может быть реализовано, в случае если структура госкорпорации будет назначена управляющей компанией в качестве единоличного исполнительного органа ОАО ГЛОНАСС, при этом акции могут находиться на балансе Росимущества или Минтранса, предполагает источник "Ъ", знакомый с ситуацией. В пресс-службе "Ростеха" возможное участие в управлении ОАО ГЛОНАСС не комментируют.
Владислав Новый, Денис Скоробогатько