ГЛОНАСС пополнился

В пятницу, 26 апреля, с космодрома Плесецк состоялся успешный запуск космического аппарата "Глонасс-М" №47, созданного ОАО "Информационные спутниковые системы" им. академика М.Ф.Решетнева" (ИСС им. Решетнева).

Ракета-носитель "Союз-2.1б" с разгонным блоком "Фрегат" стартовала с полигона в 9.23 по мск. "Запуск прошел в штатном режиме, и через три с половиной часа навигационный спутник "Глонасс-М" №47 был выведен на целевую орбиту", - указывается в сообщении пресс-службы ИСС.

"В 12.55 мск космический аппарат "Глонасс-М" взят на управление средствами Главного испытательного космического центра им. Титова. С космическим аппаратом установлена и поддерживается устойчивая телеметрическая связь, а его бортовые системы функционируют нормально", - передает "Интерфакс" слова официального представителя Минобороны РФ по ВКО полковника Алексея Золотухина.

"Раскрытие систем прошло нормально, аппарат успокоился, правильно сориентировался на Солнце и Землю", - доволен генеральный директор – генеральный конструктор ИСС Николай Тестоедов. - Все службы и системы отработали отлично, включая ракету-носитель и разгонный блок "Фрегат", который вывел аппарат на орбиту, в точку, где будут проводиться его летные испытания".

По словам главы ИСС, испытания продлятся примерно месяц, за это время будет принято решение, отправить спутник в резерв или заменить им один из аппаратов, выработавших ресурс.

По данным Минобороны РФ, в настоящее время в состав орбитальной группировки ГЛОНАСС входят 29 космических аппаратов, из которых 23 спутника "Глонасс-М" используются по целевому назначению и два спутника временно выведены на техническое обслуживание. Еще три спутника "Глонасс-М" составляют орбитальный резерв системы. Кроме того, на этапе летных испытаний находится космический аппарат нового поколения "Глонасс-К". Старейшим работающим спутником российской навигационной системы является "Глонасс-М" №712: он был запущен 26 декабря 2004 г. и введен в систему 7 октября 2005 г.

"В июне запланирован запуск с Байконура еще трех аппаратов "Глонасс-М" с помощью ракеты-носителя "Протон-М", - рассказал порталу ComNews Николай Тестоедов. Предыдущие успешные запуски состоялись полтора года назад – на орбиту было выведено пять КА "Глонасс-М".

В начале апреля в интервью "Интерфаксу" Николай Тестоедов также отметил, что при запуске в июне вновь планируется использовать разгонный блок ДМ-03 разработки и производства РКК "Энергия", а не "разгонник" "Бриз-М" космического центра им. Хруничева.

Использование ДМ-03 было приостановлено после того, как 5 декабря 2010 г. стартовавшая с космодрома Байконур ракета-носитель "Протон-М" с этим разгонным блоком не смогла вывести на орбиту три навигационных аппарата "Глонасс-М". Спутники упали в Тихий океан в 1,5 тыс.км от Гонолулу (Гавайи, США). Спутники были потеряны из-за того, что в разгонный блок ДМ-03 из-за ошибки в конструкторской документации залили 1,5 тонны лишнего окислителя.

Николай Тестоедов сообщил, что на разгонном блоке ДМ-03 после аварийного запуска 2010 г. выполнены все необходимые проверки. "Осталось последнее - физически осуществить заправку блока и взвешивание, чтобы подтвердить соответствие конструкторской документации", - сказал он.

По словам главы ИСС, график дальнейших запусков по программе "ГЛОНАСС" будет определяться состоянием аппаратов в группировке, которое сегодня оценивается как хорошее, а также загруженностью космодрома Байконур пусками по другим программам.

Что касается внедрения навигационных технологий, то, по словам главного аналитика НП "ГЛОНАСС" Андрея Ионина, сегодня на земле все проекты также развиваются по плану. "По плану идет создание системы "ЭРА-ГЛОНАСС": в январе утверждены поправки в Технический регламент Таможенного союза, устанавливающие сроки и порядок оснащения, - перечисляет Андрей Ионин. - На проект федерального закона "О ГАС "ЭРА-ГЛОНАСС" получено положительное заключение правительства, и он внесен в Государственную думу; массовое производство терминалов, отвечающих публичным требованиям "ЭРА-ГЛОНАСС", начнется в I квартале 2014 г., уровень цены – 3000 руб. Региональные программы внедрения технологий ГЛОНАСС активно развиваются. В этом году завершится оснащение пассажирского транспорта и транспорта, перевозящего опасные грузы, – это почти 1,2 млн единиц. Весь этот транспорт будет подключен к соответствующим системам Ространснадзора и регионов. Суммарно мы оцениваем потребность в навигационном оборудовании ГЛОНАСС/GPS для автотранспорта только в рамках госинициатив в этому году на уровне 1 млн единиц, а на следующие несколько лет по 2-3 млн единиц в год".

При этом, по данным НП "ГЛОНАСС", сейчас практически все новые модели смартфонов, являющихся по факту самым массовым навигационным устройством, выходят с поддержкой технологий ГЛОНАСС. "И это касается не только рынка России, но и мирового рынка, - рассказывает Андрей Ионин. - Уже более года двухсистемность ГЛОНАСС/GPS – мировой технологический стандарт. Поэтому здесь просто посчитать количество ГЛОНАСС-устройств – оно практически равно количеству проданных за прошедший год смартфонов".

Что касается профессионального навигационного оборудования для автотранспорта, сегодня на российском рынке представлены чипсеты ГЛОНАСС/GPS от российских, европейских и китайских производителей, а за три года объем рынка в штуках вырос в 17 раз. В прошлом году было продано  500 тыс. штук, при этом стоимость чипсетов снизилась более чем в пять раз – до менее чем $10.

"За эти же три года объем рынка оборудования ГЛОНАСС/GPS вырос более чем в 10 раз, - констатирует Андрей Ионин. - Сегодня стоимость такого оборудования определяется, и в первую, и во вторую очередь, спецификацией, требованиями конкретного потребителя, стоимость же навигационного чипсета, как было еще год-два назад, на цену оборудования практически не влияет".

Алексей Рерих

Тематики: Фиксированная связь, Оборудование

Ключевые слова: ГЛОНАСС