По итогам августа, согласно статистике Liveinternet, доли "Яндекса" и Google на российском рынке поиска составили 60,5% и 26,6% соответственно. Однако с января по август доля "Яндекса" в Google Chrome выросла на 4,6% — с 39,9% до 44,5%, в то время как доля Google упала на 2,8% — с 46% до 43,2%. Таким образом, "Яндекс" превзошел Google в собственном браузере последнего, несмотря на административный запрет для пользователей Chrome в России выбирать поисковик по умолчанию.
В августе 2011 года Google запретил для российских пользователей выбор поисковика из нескольких альтернатив, поставив при первой загрузке браузера Chrome по умолчанию собственный поиск. Несмотря на то что в самом Google это объясняли технической ошибкой, поиск "Яндекса" в рунете терял в доле с марта прошлого года до февраля нынешнего: по данным Liveinternet, его доля сократилась с 65% до 59,3%. Google же, наоборот, ее наращивал: например, за тот же период его доля увеличилась с 21,8% до 25,3%.
В Google "Ъ" сообщили, что "возможность выбрать поисковик, которым пользователь хочет пользоваться по умолчанию, всегда была и есть сейчас в настройках Google Chrome". "Когда говорится о том, что невозможно с ходу выбрать поисковик, имеются в виду специальные окна, которые появлялись при установке браузера,— говорит представитель Google Алла Забровская.— Их действительно нет, и не только для России, это общее изменение интерфейса, но оно никак не влияет на возможность выбора поисковой системы".
Сам "Яндекс" также является поисковиком по умолчанию в российской локализации браузера в браузере Opera. До июля этого года его поиск был и в Mozilla Firefox, но с выходом новой версии браузера в ней появился поиск от Google.
По статистике Liveinternet на конец августа, доля Chrome среди всех браузеров по количеству пользователей в России составляет 25,9%, Opera — 29,9%, Firefox — 19,2%, Internet Explorer — 14,1%, Safari — 8,9%.
В "Яндексе" объясняют успех нововведениями и улучшениями в поиске. "Появился поиск по Twitter, мы сделали более удобным поиск людей и свежей информации,— перечисляет представитель компании Очир Манджиков.— Также была запущена программа "интентный поиск", цель которой научить систему лучше понимать потребности пользователей".
Впрочем, по мнению основателя Liveinternet Германа Клименко, качество поиска Google и "Яндекса" настолько сблизилось, что люди не видят различий при использовании, и соперничество между Google и "Яндексом" идет чисто технологическое. "Похоже, что Google расслабился, а "Яндекс" летом зря время не терял,— рассуждает он.— Но, на мой взгляд, наращивание доли в Chrome происходит не совсем естественным способом. Скорее всего, у "Яндекса" появился какой-то канал продвижения в браузере пользователя: к примеру, многие партнеры российской компании устанавливают тулбары (англ. "toolbar", элемент интерфейса на панели инструментов браузера.— "Ъ") "Яндекса"".
Основатель и гендиректор поисковой системы Quintura Яков Садчиков считает, что первенство "Яндекса" в Chrome — явление временное. "Тем более что это в пределах ошибки вычисления. Google догонит "Яндекс" по доле на рынке поиска (в Chrome)",— уверен господин Складчиков.
Роман Рожков