Прежде всего стоит заметить, что Google не собирает информацию для продажи или тем более в интересах некоего вселенского заговора.
Все гораздо прозаичней: личная информация помогает определять вкусы и привычки пользователей. Для этого Google хранит данные о поле, возрасте, интересах, а также поисковые запросы юзеров, в том числе и голосовые.
Например, проанализировав запросы отдельно взятого человека, поисковая система предложит товары или услуги, связанные с объектом предыдущих запросов. Например, если пользователь искал, где купить смартфон, то контекстная реклама будет предлагать аксессуары к данной модели телефона.
Еще одним объектом споров является сбор «корпорацией добра» информации о местоположении своих клиентов, что заставляет особенно нервных постоянно отключать передачу геоданных.
Google собирает данные о перемещении пользователей с помощью их же смартфонов: при использовании, к примеру, сервиса Google Maps обладатель устройства выдает свое местоположение. Фиксируются время, в течение которого тот или иной пользователь находился в определенном месте, и даже скорость перемещения.
Благодаря этой информации поисковик будет выдавать места, оказывающие те или иные услуги ближе всего к пользователю, согласуясь опять же с его интересами.
Далеко не каждому придется по душе тот факт, что у огромной транснациональной корпорации есть такое количество его персональных данных. Разумеется, отключить часть «следящих» сервисов можно, однако большинство вряд ли откажется от, например, просмотра видеороликов на YouТube только для того, чтобы в Google не узнали предпочтения пользователя.
Одним из примеров возмущенных «нарушением конфиденциальности» пользователей стал Антон Бурков, подавший в суд иск против Google за то, что корпорация, по его мнению, читала его личную переписку. Бурков потребовал с компании 50 тыс. руб. за моральный ущерб. Мосгорсуд постановил взыскать с ответчика всю сумму, однако юристы Google обжаловали решение суда. В итоге Мосгорсуд отклонил иск компании, обязав Google выплатить 50 тыс. руб. Тем не менее компания еще может обжаловать решение в Верховном суде.
Однако Google далеко не единственная компания, аккумулирующая личные данные своих клиентов.
К числу компаний, «следящих» за пользователями своих услуг, относится также и Microsoft, которая не так давно подверглась шквалу критики из-за огромного массива данных, собираемого последней версией операционной системы от Microsoft — Windows 10.
Благодаря голосовому помощнику Cortana и некоторым функциям, для отключения которых придется повозиться, персональные данные пользователей Windows 10 отсылаются на сервера Microsoft.
Как относиться к сбору данных организациями, услугами которых ежедневно пользуются десятки миллионов человек, вопрос открытый. С одной стороны, в случае программного сбоя или взлома хранилищ данных хакерами масштабы «слива» персональной информации будут просто катастрофические: конфиденциальные данные миллионов людей станут достоянием общественности, а корпорация, допустившая утечку, будет завалена судебными исками от возмущенных пользователей. Разумеется, каждая компания делает все возможное для недопущения подобных инцидентов.
С другой стороны, сбор персональных данных выводит качество предлагаемых услуг на новый уровень. Подобная практика позволяет простому пользователю «серфить» интернет с гораздо большим комфортом, помогает отделять «зерна от плевел» и в целом ускоряет поиск информации.
Стоит отметить, что в политике конфиденциальности каждой корпорации, собирающей те или иные данные о своих клиентах, указана вся информация, которую пользователь разрешает хранить при подтверждении условий; в случае если подобное соглашение покажется неприемлемым, всегда есть возможность отклонить условия пользования.
Примером несанкционированного доступа к личной информации пользователей может служить случай с социальной сетью Facebook.
В 2014 году компания поставила эксперимент по влиянию на эмоциональное состояние людей посредством фильтрации позитивных и негативных постов в ленте без уведомления своих пользователей.
Данный инцидент негативно отразился на имидже самой корпорации: компании пришлось создать внутреннюю комиссию по этическим и юридическим вопросам экспериментов, а также было проведено переобучение персонала в этой области.
В общем и целом можно сказать, что в сборе персональных данных нет ничего, что могло бы повредить рядовому пользователю: по большей части этот процесс производится для улучшения качества предоставляемых услуг. Так что о «Большом Брате» говорить пока рано.
Арам Папоян