Понятие "государственного облака" появилось на законодательном уровне пока в проекте федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", разработанном Минцифры России. Проект "Гособлако" нацелен на предоставление госорганам единой облачной платформы. Первая концепция развития "Гособлака" была утверждена в 2015 г., а в 2019 г. проведена ее полная переработка. В 2021 г. Министерство цифрового развития трансформировало концепцию Государственной единой облачной платформы (ГЕОП), назвав ее "Гособлако2".
На форуме "Цифровой суверенитет. Новые возможности для ТЭК в ИТ и цифровых технологиях", проведенном ComNews, директор управления облачных решений Softline Global Services Дмитрий Исаев рассказал, что для исполнения курируемой Минцифры инициативы "Гособлако2" создано четыре рабочие группы. "Это технологическая рабочая группа, которая решает задачу выработки единых стандартов с точки зрения технологий, группа по безопасности. Третье направление - юридически-правовое и четвертое - разработка сервисного каталога - чтобы компании имели единую ресурсно-сервисную модель и понимали, что если госзаказчик обратился и запрашивает, например, виртуальный процессор, то для всех провайдеров технически есть одно понимание. Реализация инициативы стартовала в начале марта. Я думаю, месяцев работы еще месяцев на шесть, поскольку требуется согласование с ФСТЕК и ФСБ - конторами серьезными и небыстрыми. Я думаю, если запросить Минцифры, то они предоставят черновики стандартов для ознакомления", - рассказал Дмитрий Исаев.
Пресс-служба Минцифры сообщила ComNews, что все группы функционируют централизовано, с привлечением необходимых экспертов Минцифры и экспертного сообщества рынка: при Министерстве работает единый координационный центр, ответственным за который является команда "Гособлака". "Проект уже функционирует и достаточно эффективно, в нем участвуют более 20 ведомств. У платформы также существенно расширен перечень услуг, пересмотрен подход по тарификации услуг информационной безопасности и более гибко выполняется перераспределение вычислительных мощностей. Новые участники могут присоединяться к платформе по мере готовности облачных инфраструктур и соотвествии их необходимым требованиям. Что касается круга поставщиков, то его планируется расширять, сейчас "Гособлако" работает с "Ростелекомом" и SberCloud. Финансирование - вопрос гибкий, средства выделяются из Национальной программы "Цифровая экономика" в зависимости от потребностей, с учетом оптимизаций и экономии", - прокомментировала пресс-служба Минцифры.
ГИС (государственные информационные системы), которые были развернуты в "Гособлаке1", пока останутся там, а новые ГИС будут запускаться уже на новой инфраструктуре "Гособлака2". Главное отличие нового облака в том, что проект реализован на базе идеологии community cloud или общественного облака. Это значит, что если раньше каждая ведомственная ГИС создавалась на собственной инфраструктуре и в своем контуре безопасности, то теперь они будут использовать единую ИТ- и ИБ-среду. По оценкам Минцифры такой подход позволит экономить на ИБ до 30%, а также даст возможность более гибко использовать вычислительные ресурсы и ускорить процесс развертывания ГИС в "Гособлаке".
Директор департамента инфраструктурных систем АО "КОНСИСТ-ОС" (АО "Концерн "Росэнергоатом") Дмитрий Мяконькин считает, что история про "Гособлако2", скорее всего, закончится ничем. " Она не про рынок. Потому что там создают не общий стандарт - правила игры, а пытаются создать некие лекала, в которых люди должны жить. Компании вынуждены будут продавать для рынка одно, а для государства - другое. В этом случай получается куча коллизий, которая приведет, скорее всего, к тому, что это не будет работать: либо рынок умрет, либо гособлако", - пояснил Дмитрий Мяконькин. Он подчеркнул, что это его личное мнение.
Руководитель пресейловых проектов T1 Cloud отметил, что инициатива "Гособлако2" является логичным и планомерным развитием подхода, использованного при создании "Гособлака1". "В работе над проектом Минцифры опирается на широкие экспертные круги, открыто обсуждает организационные и технические аспекты развиваемой платформы, не боится искать инновационные решения. Любая система подобного масштаба и уровня задач развивается итерационно, потому "Гособлако2" будет только совершенствоваться, - уверен он. - Ресурсно-сервисная модель обеспечивает учет, унификацию и гибкое выделение ресурсов под задачи. Ее плюсы очевидны: экономия средств, снижение рутинной нагрузки на внедренцев и эксплуатацию, создание единого каталога услуг и процессов, которые доносят лучшие практики в развитии государственных информационных систем до всех потребителей".
Юлия Мельникова