Груз ответственности

Компания "Комстар-ОТС" возглавила рейтинг самых социально ответственных компаний в телекоммуникационном секторе, составленный аналитиками ComNews Research. За "Комстаром" следует несколько МРК "Связьинвеста", а замыкает рейтинг "Гарс Телеком". Согласно исследованию, связисты уделяют внимание проблемам детей и детской порнографии в Интернете, работают с вузами, поддерживают культурные мероприятия и мероприятия по охране окружающей среды, а также оказывают поддержку инвалидам.

Компания ComNews Research провела исследование, изучив современный уровень внедрения принципов корпоративной социальной ответственности (КСО) среди компаний телекоммуникационной отрасли России. ComNews Research, используя определенные критерии, изучила активность в этом направлении 23 компаний отрасли, работающих в России. В итоге, в пятерку лидеров вошли "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), ГК "Комстар-ОТС" (обе входят в АФК "Система") и дочерние компании холдинга "Связьинвест" - "Северо-Западный Телеком" (СЗТ), "ВолгаТелеком" и "ЦентрТелеком".

Выше всех аналитики ComNews Research оценили внедрение принципов КСО в "Комстаре". "Итоговый балл ГК "Комстар" состоит из высокого показателя качества и направлений социально ориентированных проектов, а также из корпоративной социальной политики: трех социальных нефинансовых отчетов (ComNews Research при составлении отчета учитывал только открыто опубликованную информацию. - Прим. ComNews), наличия профсоюза, участия в социальных хартиях, разнообразия видов взаимодействия с внешней средой", - поясняет  аналитик ComNews Research Марина Коробкова.

"Социальная ответственность "Комстар-ОТС" способствует укреплению общенациональных интересов, в том числе в деле повышения доступности современных услуг связи, обеспечения безопасного доступа в Интернет, содействия инновационному развитию страны", - сказала репортеру ComNews пресс-секретарь "Комстара" Екатерина Невская.

Последнее место в рейтинге ComNews Research занял "Гарс Телеком", который практически не публикует информацию о нефинансовой социальной активности. "Компания работает в корпоративном сегменте, поэтому приоритетом в развитии социальной политики для нее является внутрикорпоративная среда и улучшение условий труда сотрудников", - отмечается в отчете исследовательской компании.

По информации ComNews Research, говорить открыто о политике КСО готовы не более 50% участников телекоммуникационного рынка. Компании, работающие в России, политику КСО внедряют, как правило, хаотично и не включают в долгосрочную стратегию. И только у четырех из 23 анализируемых компаний, по данным ComNews Research, политика в сфере КСО нормализована - у Orange Business Services (OBS), "Комстара", МТС и "МегаФона". К примеру, Orange в России руководствуется стандартами, разработанными глобальной организацией в рамках Orange Foundation - международного фонда, поддерживающего проекты по трем приоритетным направлениям (здоровье, образование и культура). Ежегодно на благотворительные проекты по всему миру фонд выделяет около 15 млн евро. "В России политика КСО еще только формируется. При этом расстановка приоритетов производится в полном соответствии с глобальными корпоративными программами, с учетом локальной специфики", - поясняет директор по персоналу OBS в России и СНГ Ирина Колбукова.

СЗТ, "ВолгаТелеком", "ЦентрТелеком", МТС, "Комстар" - это те компании, согласно исследованию, которые хотя бы раз выпустили нефинансовый социальный отчет. При этом только у "Комстара", "ВолгаТелекома" и СЗТ эти документы соответствуют международным стандартам нефинансовой отчетности (GRI или А1000).

Кроме того, лишь семь из 23 проанализированных компаний ("Комстар", "МегаФон", ГК "Акадо", "Сибирьтелеком", "Национальные телекоммуникации", NetByNet, "Центральный телеграф" - ЦТ, бренд Qwerty) стараются рассказать о КСО-политике различными способами, используя форумы, колл-центры, блоги, социальные сети. "С приходом полтора года назад команды Игоря Заболотного в ЦТ политика КСО стала приоритетной. Мы работаем со школами и обществами, занимающимися помощью детям-инвалидам, помогая не только материально, но и предоставляя телекоммуникационные услуги", - говорит заместитель генерального директора по связям с общественностью и государственными органами ЦТ Вера Кузнецова.

Как отмечает Марина Коробкова, все исследуемые компании предоставляют клиентам базовые социальные услуги, но только три из них ("Комстар", "ЦентрТелеком", "Акадо") практикуют непрофильные и некоммерческие бесплатные сервисы. Вера Кузнецова из ЦТ не соглашается: "Мы полгода разрабатывали и запустили весной 2010 г. социальный портал QWERTY.Family - он бесплатный, но к нему прилагаются различные тарифные планы, включая услугу родительского контроля".

Отчет исследовательской компании гласит, что в основном связисты уделяют внимание детям, работе с вузами, поддержке культурных мероприятий, в меньшей степени - природе и людям с ограниченными возможностями. При этом только "ВымпелКом", "Комстар" и "Скай Линк" состоят в Хартии операторов связи по борьбе с детской порнографией, поддержанной президентом РФ. А "Акадо", "Комстар" и "ЦентрТелеком" активно рассказывают о способах защиты от вредного воздействия Интернета.

По словам Марины Коробковой, уровень внедрения принципов КСО в телеком-компаниях пока на стадии становления. "Развитие бизнеса с соблюдением принципов социальной ответственности - это новый уровень", - соглашается Екатерина Невская.

По мнению Ирины Колбуковой, современный бизнес обязан быть социально ответственным. "При этом всегда необходимо иметь четкие критерии для отбора проектов и обязательно отслеживать краткосрочный и долгосрочный эффект от их реализации, чтобы программы КСО не превратились в формальность (для отчета перед акционерами) и не стали данью моде и поводом для пиара (для искусственного формирования имиджа на внешнем рынке), - уверена Ирина Колбукова. - К сожалению, в России пока не до конца сформировано правильное отношение к программам КСО со стороны бизнеса". "Компании, которые сделали политику КСО своим приоритетом, как правило, ведут себя на рынке более открыто и, соответственно, они более прозрачны как для клиентов, так и для инвесторов", - дополняет Вера Кузнецова.

ТАТЬЯНА ЗОЛОТОВА

Тематики: Фиксированная связь

Ключевые слова: Комстар ОТС