Компания Home-IPTV начала свою деятельность весной 2009 года. «Home-IPTV создана для предоставления контента группе интернет-провайдеров, – рассказывает генеральный директор компании Юрий Москачев. – Политика заключается в том, что каждой отдельно взятой домовой сети, как правило, достаточно трудно приобрести права на показ ТВ-каналов и видео по запросу, в то время как подключение сразу нескольких операторов (посредством Home-IPTV) позволяет значительно экономить на отчислениях правообладателю и зарабатывать на реальных абонентах».
Одним из первых клиентов Home-IPTV стал провайдер SkyNet. По словам Константина Михалевского, технического и исполнительного директора оператора, «основной целью внедрения IPTV является повышение ARPU и увеличение потребительской лояльности». Хотя на данный момент SkyNet не взимает абонентской платы за данную услугу, в будущем компания планирует получать прибыль за счет предоставления IPTV. Говоря о возможной цене IPTV для абонента, г-н Михалевский ориентируется на стоимость традиционного и привычного потребителю пакета кабельного ТВ в 60-70 рублей, но поясняет, что «так как IPTV обеспечивает значительно более качественную трансляцию, в будущем может получиться продавать эту услугу дороже указанного предела».
«Ниеншанц-Хоум» также недавно запустил сервис «Хоум-ТВ». Как отмечают в компании, данный проект выполняет исключительно имиджевую функцию. «Мы сотрудничаем c Home-IPTV, но в тестовом режиме, предоставляя абонентам услугу на некоммерческой основе», - комментирует Марина Богачкина, заместитель генерального директора по маркетингу ООО «Ниеншанц-Хоум».
Оператор связи «Кубио Рус» также начал бесплатное тестовое предоставление своим клиентам услуги IPTV посредством сотрудничества с Home-IPTV. В компании отмечают, что выбор пал именно на Home-IPTV по причине того, что приставки, которые производит материнская компания провайдера – «Дженерал ДейтаКомм» – прошли успешные испытания на совместимость с Home-IPTV. Дмитрий Ряховский, технический директор ЗАО «Кубио Рус», отметил, что при использовании агентской схемы провайдеру не приходится заниматься договорами с правообладателями и получением лицензий, но пояснил, что экономическая эффективность данной модели пока еще только рассчитывается. «Мы организовали IPTV-вещание для того, чтобы повысить маркетинговую составляющую собственной сети, - сообщает г-н Ряховский. – Тарифы основных провайдеров сравнялись, поэтому сегодня на рынке идет борьба сервисов».
Другой причиной, по которой все больше операторов вводят услугу IPTV, является появившийся спрос на данный сервис. «Многие абоненты просят предоставить им IPTV, так как у них нет нормального телевидения, или они предпочитают смотреть каналы на компьютере, – говорит Антон Корбин, технический директор оператора «ПулНет». – Поэтому мы с декабря прошлого года стали предлагать его своим клиентам в тестовом режиме». Абоненты могут получить IPTV бесплатно. Как заявляют представители провайдера, «ПулНет» не планирует извлекать финансовую прибыль из этой услуги, так как она вряд ли сможет стать конкурентом кабельному телевидению и приносить большие деньги. В компании ее рассматривают как хороший бонус к основным услугам и тарифам, способный заинтересовать клиента и удовлетворить его потребность в качественном ТВ.
Что касается конкурентов Home-IPTV, то одним из них на рынке Петербурга является «ВестКолл». Андрей Симоненков, руководитель коммерческого отдела Санкт-Петербургского филиала компании, считает, что объективно оценить позиции Home-IPTV можно будет не менее, чем через 2-3 квартала, т.е. ближе к концу 2010 года. «На текущий момент сложно вести серьезные разговоры о конкурентоспособности той или иной компании на рынке IPTV. Все будет предельно ясно по абонентской базе и реальным достижениям, которые мы сможем оценить в ближайшее время», - поясняет г-н Симоненков.
Еще одним конкурирующим игроком рынка, работающим с операторами как контент-агрегатор IPTV, является ЗАО «Росмедиа» – дочернее предприятие «Ростелеком». «Пока трудно сказать, насколько Home-IPTV серьезный конкурент, так как я мало о нем знаю и слышал», – комментирует активизацию компании Олег Милов, заместитель генерального директора «Росмедиа». В целом, г-н Милов уверен, что при внедрении IPTV агентская схема работы эффективна с экономической точки зрения, многие операторы ей пользуются, и в дальнейшем она будет развиваться.
Однако не стоит забывать, что такой сервис как IPTV имеет определенные особенности, которые диктуют специфику его продвижения на рынок. «IPTV – услуга далеко не массовая. Она интересна узкому сегменту потребителей, – утверждает Константин Михалевский. – В случае с IPTV оператор подключает не целый дом, а конкретный телевизор, и значит здесь нужно работать с каждым отдельным клиентом».
Ольга Борщева