Продажи ноутбуков и развитие Wi-Fi-систем стимулируют друг друга.
Возможность беспроводного доступа все чаще рассматривается пользователем как необходимая опция при выборе ноутбука. По данным J‘son & Partners, сегодня в России в 8 раз больше, чем в 2002 г. продается ноутбуков с поддержкой технологии Wi-Fi.
В 2005 г. объем продаж ноутбуков в России приблизится к 1 млн штук, а в 2008 г. превысит отметку 1,78 млн устройств.
По данным исследовательской компании Dataquest, в течение прошлого года российский рынок мобильных ПК увеличился вдвое: рост продаж за год составил 100%, что более чем в 3 раза превышает аналогичный показатель для стран Западной Европы. Доля ноутбуков в общих продажах ПК выросла в 2004 г. до 13,7%, против 7,6% в 2003 г.
Всегда online
На конец 2004 г. в России официально было развернуто более 200 хот-спотов, более половины из них (55%) приходится на Москву, 24% - на Петербург.
По предварительным оценкам, к концу 2004 г. в России насчитывалось около 3 тыс. активных пользователей Wi-Fi. К 2008 г. количество хот-спотов может вырасти до 1250-1500, пользоваться которыми на регулярной основе будут 25-30 тыс. человек. При этом бизнес-пользователи составят свыше половины - 55%.
Горячие точки
J‘son & Partners насчитывает 19 российских компаний - сервис-провайдеров беспроводного доступа в интернет, большая часть которых предоставляет услугу на коммерческой основе. Обычно с клиентов взимается почасовая оплата, в среднем $5-10 за час.
Пятерку крупнейших провайдеров, по версии исследователей, составляют московские Moscom, Tascom и Stelcom, а также петербургские компании Quantum и Peterstar. Вместе с тем беспроводные технологии развиваются и в других регионах, в большей степени на Урале, Сибири и юге России. Предполагается, что на эти регионы в 2008 г. придется около 37% от общего числа открытых хот-спотов.
Из кафе в отель
По прогнозам, хот-споты, основным месторасположением которых до сих пор являлись рестораны и кафе (68% на конец 2004 г.), к 2008 г. получат более широкое распространение в отелях (до 30%), аэропортах (5%), магазинах (10%) и других "необщепитовских" заведениях.
По оценкам аналитиков, ежемесячный доход коммерческих хот-спотов в России составляет сейчас примерно $50 тыс. Окупаемость проектов по созданию Wi-Fi-зон в отелях не превышает 4-6 месяцев. Инвестиции в каждый проект могут достигать $50-60 тыс.
Цифры
76 хот-спотов развернуто сейчас в Петербурге
Источник: Intel
Беспроводные технологии
Михаил Фечин, менеджер корпорации Intel по развитию рынка мобильных и беспроводных технологий в СНГ:
"Сегодня в Петербурге хот-споты есть в обоих аэропортах, на московском и морском вокзалах, во всех центральных гостиницах. Однако провайдеры не торопятся открывать новые точки беспроводного доступа. Это связано с двумя ключевыми моментами. Во-первых, недопонимание важности этого вопроса со стороны государства. Открытие хот-спота предполагает длительную процедуру регистрации, к тому же сама процедура небесплатная. Полагаю, что как только процедура будет упрощена, количество хот-спотов в обеих столицах резко возрастет. Во-вторых, существует недопонимание со стороны владельцев потенциальных хот-спотов (рестораны, кафе и другие общественные места). Владельцы многих ресторанов и кафе пока не совсем представляют себе, для чего им это нужно".