О планах по запуску Inmarsat-5F3 репортеру ComNews рассказала представитель Ассоциации европейских операторов спутниковой связи (European Satellite Operator's Association, ESOA), руководитель по связям с правительственными структурами глобальной программы Inmarsat Юлия Куликова.
"Мы рассчитываем в начале второго полугодия 2015 г. начать оказывать коммерческие услуги Global Xpress по всему миру. У нас уже есть значительная абонентская база", - сказала она. Global Xpress - это первая в мире глобальная сеть спутникового широкополосного доступа в Интернет в Ка-диапазоне, напомнила Юлия Куликова. Размер абонентской базы GX представитель Inmarsat уточнять не стала.
Накануне произошел успешный запуск второго из трех спутников сети GX - Inmarsat-5F2, сообщила пресс-служба Роскосмоса. "В 15 часов 31 минуту по московскому времени с космодрома Байконур осуществлен пуск ракеты-носителя "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" и телекоммуникационным космическим аппаратом Inmarsat-5F2", - говорится в сообщении ведомства.
В 15:40 от ракеты-носителя отделился орбитальный блок в составе "Бриза-М" и британского спутника. Расчетное время отделения Inmarsat-5F2 от разгонного блока – 7:02 по московскому времени 2 февраля 2015 г. Спутник будет запущен на суперсинхронную переходную орбиту высотой 65 тыс.км, сообщает пресс-служба ФГУП "Государственный космический научно-производственный центр им. М.В.Хруничева" (ГКНПЦ), которое является разработчиком "Протонов" и "Бриза-М". За время эксплуатации этих ракет-носителей на такую орбиту проводилось всего пара пусков.
Вчерашний запуск стал для ракеты "Протон-М" первым в 2015 г. и 402-м в ее летной истории. На сайте британского оператора спутниковой связи Inmarsat отдельно упоминается, что при помощи ракеты "Протон" в космическое пространство были выведены все советские и российские автоматические межпланетные станции для научных исследований Луны, Венеры, Марса, кометы Галлея, а также модули для Международной космической станции (МКС). Правом на маркетинг и коммерческую эксплуатацию ракет-носителей "Протон-М" обладает совместное российско-американское предприятие International Launch Services (ILS). Контрольный пакет в ILS принадлежит ГКНПЦ. Inmarsat заключил c ILS договор на запуск двух своих спутников пятого поколения (F2 и F3).
Inmarsat-5F2 предназначен для оказания услуг связи на территории Северной и Южной Америки и Атлантического океана. Он изготовлен по заказу Inmarsat подразделением космических программ компании Boeing (Boeing Satellite Systems).
Первый из спутников серии I-5, Inmarsat-5F1, был успешно запущен с помощью ракеты-носителя "Протон-М" в декабре 2013 г. "Мы называем его спутником Индийского океана: в его зону охвата попадают Европа, включая Россию, Ближний Восток, Африка и Азия", - отмечал в интервью ComNews вице-президент по коммерции Inmarsat Global Xpress Микеле Франчи.
В августе 2014 г. Inmarsat задержала ввод в эксплуатацию сети Global Xpress из-за аварии российской ракеты-носителя "Протон-М". 16 мая ракета с космическим аппаратом "Экспресс-АМ4R" на борту, стартовавшая с космодрома Байконур, сгорела в плотных слоях атмосферы. О приостановке запусков "Протона" до завершения работы специальной аварийной комиссии заявил заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин по итогам встречи с руководством ГКНПЦ.
Несмотря на то что Inmarsat 5F-1 был выведен на орбиту еще в конце 2013 г., вошел в коммерческую эксплуатацию с 1 июля 2014 г. и охватывает, в частности, территорию России, спутник пока не предоставляет услуги связи в РФ, отметила Юлия Куликова.
Оператором российского сегмента сети Global Xpress является ФГУП "Морсвязьспутник". "К настоящему моменту еще не решены все регламентные вопросы использования российского сегмента спутниковой сети Inmarsat Global Xpress на территории РФ, и "Морсвязьспутник" не оказывает услуги с использованием сервиса Global Xpress", - подтвердил репортеру ComNews представитель "Морсвязьспутника".
По словам Куликовой, компания Inmarsat уже завершила процесс координации с российскими сетями в соответствии с процедурами Международного союза электросвязи (МСЭ) и требованиями российской нормативной базы. "Мы уверены, что необходимые разрешения, которые мы получим от Государственной комиссии по радиочастотам, позволят конечным российским пользователям получать услуги ШПД Global Xpress уже в ближайшем будущем", - сказала она.
В России Inmarsat заключил также соглашение с оператором "СТЭК.КОМ", который будет предлагать сервисы GX местным конечным пользователям. ООО "СТЭК.КОМ" - проверенный поставщик на VSAT-рынке, поэтому мы выбрали именно его. Параллельно Inmarsat создал в России дочернюю компанию - ISAT Global Xpress. Она будет координировать развитие VSAT-рынка в России. Inmarsat заинтересован в том, чтобы его VSAT-услуги распространялись в России через нескольких российских поставщиков", - уточнила Куликова.
На сегодняшний момент GX при помощи Inmarsat-5F1 оказывает услуги ШПД в Европе, Африке, на Ближнем Востоке и в Азии как коммерческим, так и государственным заказчикам, говорит Юлия Куликова. "Основные российские авиакомпании проявляют большой интерес к услугам компании Inmarsat, - отметила она. - Мы надеемся, что сможем предложить им свои услуги как можно скорее".
По словам Микеле Франчи, сеть Global Xpress сможет обеспечить пользователю скорость доступа до 50 Мбит/с в любой точке земного шара, причем от одного оператора. Такая услуга будет доступна при помощи компактных терминалов спутниковой связи и за гораздо меньшие деньги, чем VSAT-сервисы.
Общая стоимость инвестиционной программы Global Xpress составит $1,2 млрд в течение четырех с половиной лет, говорил Франчи в начале 2013 г. "Благодаря Global Xpress мы сможем предложить услуги пользователям VSAT, а годовой объем этого рынка в мировом масштабе превышает $1,9 млрд. Через пять лет после развертывания системы Inmarsat планирует зарабатывать на ней $500 млн в год. Заявленный производителем срок службы спутников Inmarsat - 5–15 лет", - отмечал он.
Елизавета Титаренко