О планах по интернатизации самолетного парка на 2012 г. репортеру ComNews сообщила зам. директора департамента связей с общественностью и государственными органами ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" Ирина Данненберг.
От каких-либо дополнительных разъяснений пресс-служба "Аэрофлота" отказалась.
Напомним, что еще в мае 2010 г. "МегаФон" заключил соглашение с компанией OnAir по организации связи на воздушных судах "Аэрофлота". OnAir является совместным предприятием швейцарской организации SITA (Société Internationale de Télécommunications Aéronautiques) и компании Airbus. "Этим, собственно, и объясняется то, что услуги по предоставлению доступа в Интернет в полете предоставляются "МегаФоном" только на воздушных судах, произведенных компанией Airbus", - говорит один из участников рынка.
Оборудование и сеть поставщика сотовой связи OnAir использует спутниковую группировку компании Inmarsat и систему Inmarsat Swiftbroadband (SBB), которая включает поддержку сервисов GSM/GPRS, а также мобильный доступ в Интернет через WiFi. Международная компания спутниковой связи Inmarsat основана в 1979 г. как межгосударственная организация, имевшая, в том числе, три станции сопряжения на территории СССР. Компания управляет группой из 11 геостационарных телекоммуникационных спутников.
"У Inmarsat есть российское представительство - "Морсвязьспутник" – и, теоретически, можно было пойти по официальному пути. Однако по каким-то причинам именно "МегаФон" заключил договор с OnAir и с "Аэрофлотом". В общем, никто не запрещает, скажем, частному лицу ввезти в Россию инмарсатовский телефон и разговаривать по нему, с учетом, конечно, цен на роуминг. В этом случае юридически он будет в том же положении, что и какая-нибудь яхта в открытом море", - пояснил ComNews эксперт рынка, пожелавший остаться неназванным.
"Техническое решение по связи набортной системы и наземного сегмента предоставляет компания OnAir, признанный в мире лидер в области сервисов мобильной связи на воздушных судах, - лаконична представитель пресс-службы "МегаФона". - Мы также рассматриваем другие технические решения, в том числе - Panasonic Avionics".
Партнером Panasonic Avionics на территории РФ является VSAT-оператора "РуСат". Как пояснил репортеру ComNews генеральный директор оператора Сергей Алымов, в случае с Panasonic Avionics "РуСат" лишь предоставляет канал от станции сопряжения с Интернетом до пролетающего над территорией России борта, причем оператору не важно, какой авиакомпании принадлежит борт - если он находится над территорией России и у компании-владельца есть договор с Panasonic Avionics, то он автоматически получает услуги доступа в Интернет. "Мы являемся как бы одной из составных частей глобальной системы, построенной Panasonic Avionics. Просто на территории России осуществлять деятельность по оказанию услуг связи может только российское юрлицо, а с кем именно и о чем конкретно договаривается Panasonic Avionics мы не знаем". По словам Сергея Алымова бортам авиакомпаний, с которыми у Panasonic Avionics заключен договор, "РуСат" предоставляет канал через спутник "Ямал 201".
Впервые услуги доступа в Интернет на российских авиалиниях "МегаФон" начал предоставлять в конце 2010 г. - на борту среднемагистрального самолета Airbus А321 "Мстислав Келдыш", выполняющего полеты в города России и ряда европейских стран.
Изначально – в тестовом режиме – услуги предоставлялись бесплатно, однако позднее "МегаФон" объявил о введении тарифов на мобильную связь для пассажиров: стоимость SMS-сообщения составила 10 руб., а 1 Мбайт GPRS-трафика стал обходиться в 440 руб. Тарифы вступили в силу с 1 февраля 2011 г.
"С увеличением количества парков этих самолетов наши расходы будут сокращаться, и себестоимость трафика через спутниковые каналы будет падать, - уверяет пресс-секретарь "МегаФона" Юлия Дорохина. - Сегодня для абонентов "МегаФона" стоимость SMS составляет по-прежнему 10 руб., а мобильного Интернета -35 руб. за 100 Кб".
Первоначально голосовую связь на борту оператор не предоставлял, однако сейчас голосовые услуги доступны на обоих бортах. При этом минута разговора, как входящего, так и исходящего, для абонентов "МегаФон" стоит 55 руб.
"За последние пять месяцев объем потребления наших услуг увеличился в три раза, - заключает Юлия Дорохина. - Уже в этом году мы оборудуем еще 8-10 бортов "Аэрофлота" базовыми станциями. Также у нас есть планы по общему формированию парка. Более того, мы уже имеем запросы от других российских авиаперевозчиков, которые хотели бы устанавливать наши решения на борту самолетов. Сейчас мы ведем переговоры с OnAir на предмет снижения стоимости их услуг, чтобы сделать услугу доступнее конечному потребителю".
Алексей Рерих