Из спутников «Глонасс» уберут импортные комплектующие

Предприятия Роскосмоса начали разработку навигационного космического аппарата на отечественной электронно-компонентной базе.

ОАО «Российские космические системы» (РКС) совместно с ИСС имени Решетнева начали разработку перспективного спутника системы ГЛОНАСС , оснащенного комплектующими исключительно российского производства. По мнению генерального директора РКС Андрея Тюлина, такой аппарат российской промышленности под силу создать за 4–5 лет.

— Перспективный космический аппарат «Глонасс-К» (их серийное производство планируется начать в этом году. — «Известия») по техническому заданию спроектирован преимущественно на импортной электронной компонентной базе, — говорит Тюлин. — Потому что одним из требований было использование компонентной базы категории space (т.е. радиационно стойких. — «Известия»). Сейчас, чтобы не рисковать с поддержанием орбитальной группировки системы ГЛОНАСС, мы изготавливаем необходимое количество аппаратов по этой конструкторской документации, а параллельно ведем разработку нового космического аппарата на отечественной электронной компонентной базе. Это не задел «на полку», а реальная работа, которую мы развернули совместно с ИСС имени Решетнева.

По словам Тюлина, РКС заинтересованы, чтобы отказаться от использования зарубежной электронной компонентной базы (ЭКБ) как можно быстрее.

— Мы ведем очень плотную работу с российской электронной промышленностью: выясняем, на что можем рассчитывать и в какие сроки. В прошлом году Роскосмос подписал соглашение с Минпромторгом РФ о взаимодействии. И мы сейчас действительно взаимодействуем очень плотно, — говорит глава РКС.

Крупнейшим разработчиком и производителем ЭКБ в России является холдинг «Росэлектроника», сейчас объединяющий 112 предприятий, НИИ и КБ. Генеральный директор «Росэлектроники» Андрей Зверев рассказал «Известиям», что программа интенсивного импортозамещения касается не только системы ГЛОНАСС.

— В рамках стратегии развития холдинга планируется, что к 2019 году 80% электронной компонентной базы полезной нагрузки спутников будет отечественного производства, — говорит Зверев. — В этих целях общий объем инвестиций в холдинг «Росэлектроника» до 2020 года составит более 210 млрд рублей, в том числе предусмотрена модернизация промышленных площадок, на которых производится ЭКБ для космоса.

Сейчас в серийных российских спутниках доля иностранной ЭКБ колеблется от 25 до 75%, в перспективных аппаратах доля импортных деталей превышает 90% (например, в аппаратах «Глонасс-К»). При этом большая часть используемой в спутниках ЭКБ либо производится в США, либо в США разработана.

Экспорт американских (в том числе частично американских, например прошедших проверку или наладку на территории США) деталей для систем военного и двойного назначения регулируется ITAR (International Traffic in Arms Regulations) — набором правил, устанавливаемых правительством США для экспорта товаров и услуг оборонного характера.

В соответствии с правилами ITAR, экспорт ЭКБ категорий military (для использования в военных системах) и space (радиационно стойкие комплектующие) в РФ возможен с разрешения Госдепартамента США.

До лета 2013 года американцы смотрели на поставки ЭКБ для российских средств двойного назначения достаточно лояльно, и российские компании закупали ЭКБ, подпадающую под правила ITAR, примерно на $2 млрд в год только в интересах космической промышленности. Летом 2013 года у США и России наметились разногласия — случился скандал с Эдвардом Сноуденом, также страны разошлись в оценках событий, происходивших в Сирии. Охлаждение отношений вскоре сказалось на режиме поставок продукции двойного назначения: в 2013 году Госдеп не санкционировал поставку элементной базы для космического аппарата «Гео-ИК-2».

В прошлом году на фоне украинского конфликта ситуация еще более усложнилась: американцы стали запрещать поставки и для научных космических аппаратов. Так, британской компании E2V не удалось получить разрешения на импорт в РФ оснастки для космической обсерватории «Спектр-УФ».

Российские предприятия стали искать замену американским комплектующим в Европе и Китае, а на правительственном уровне была принята программа импортозамещения, предусматривающая в том числе воссоздание производств ЭКБ, утраченных в 90-е годы прошлого века.

— В 1990-е годы, когда создавалось первое поколение спутников «Глонасс», действовал запрет на применение в наших военных системах импортных комплектующих, — вспоминает научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — Потом этот запрет сняли, и наши конструкторы стали строить спутники сплошь из зарубежных ЭКБ, чем сами себя сейчас загнали в непростую ситуацию. Если за 4 года взять и заменить 90% иностранных деталей на спутнике «Глонасс-К» на отечественные, то мы, боюсь, получим спутник не следующего, а предыдущего поколения. Поэтому тут важно соблюсти баланс, не полагаться вчера исключительно на импортное, а завтра исключительно на отечественное. Определенный набор критических технологий надо развивать самим, а какие-то вещи, которые можно приобрести не только в США, приобретать за рубежом, понимая при этом, что [допустимо] покупать у зарубежных партнеров.


Иван Чеберко

Тематики: Фиксированная связь, Оборудование

Ключевые слова: ГЛОНАСС