Об инициативах ПАО "МегаФон" рассказал вчера руководитель по взаимодействию с национальными операторами этой компании Владимир Шкирин на форуме "Связь в большом городе - Особенности работы и взаимодействия участников телекоммуникационного рынка мегаполиса в новых условиях", который провел в Москве ComNews Conferences.
Он напомнил, что рынок взаимодействия магистральных операторов и ШПД-провайдеров переживает стагнацию. "Ситуация не очень простая: все понимают, что экономическая ситуация оказала негативный эффект как на операторов ШПД, так и на магистральных операторов, - объясняет менеджер. - Чтобы предоставлять магистраль под растущие потребности бизнеса ШПД, ее нужно модернизировать. А с учетом курсовых разниц требуемое вливание капитальных затрат увеличилось".
В 2014 г. рост рынка B2O не превысил 1,5%, напомнил представитель "МегаФона". "По сути дела, роста нет, - констатирует Владимир Шкирин. - Общее количество активных пользователей услуги проводного интернет-доступа в России увеличилось примерно на 1,5 млн человек за год - это тоже очень немного". Вместе с тем он отметил, что ежедневно пользуется доступом в Интернет всего лишь 50% от общего количества пользователей интернет-доступа. "В европейских странах эта цифра доходит до 90%. У нас с вами есть возможность выводить абонентов на более активное использование услуги и зарабатывать дополнительные деньги", - объясняет менеджер.
По его словам, чтобы покрывать издержки, операторы ШПД переходят к "раскачке" магистральных операторов с целью снижения прямых затрат. "Мы понимаем ситуацию и видим, что операторам ШПД нужны новые драйверы выручки, - отмечает Владимир Шкирин. - Если сейчас посмотреть на то, что предоставляют магистральные операторы операторам ШПД, это, грубо говоря, "кран". Мы хотим уйти от "крана" и предоставить "ванну" - набор дополнительных сервисов, который будет востребован операторами ШПД и позволит им развивать свою абонентскую базу".
Владимир Шкирин напомнил, что в 2014 г. "МегаФон" запустил услугу IPTV, которую активно продает B2O-клиентам, и услугу CDN. Также операторам ШПД предлагается агентская схема в предоставлении услуг внутризоновой и междугородной телефонной связи и предоставляется организация "последних миль" за счет канала на базе 3G/4G. В 2015 г. компания планирует запустить такие сервисы, как FMC (Fixed Мobile Сonvergence), SMS-информирование, облачные решения для B2B-клиентов. "Мы готовы начать летом предоставление номеров 8-800 по агентской схеме. Также предоставляем услугу "канал+роутер", - перечисляет менеджер.
На его взгляд, после перехода на новую схему взаимодействия федеральные операторы и операторы ШПД смогут совместно генерировать дополнительные сервисы. В результате рост объема потребляемых услуг приведет к повышению выручки, а комплексное сотрудничество между операторами сделает коммерчески нецелесообразным "перескакивание" между поставщиками.
"Нам надо вместе решить, что нас будет ждать дальше: будем ли мы топтаться на месте или сможем совместно предложить новые продукты, которые будут интересны как B2C-, так и B2B-клиентам", - подытожил Владимир Шкирин.
Конкретных операторов ШПД, с которыми работает "МегаФон" в сегменте B2O, а также получаемую прибыль от этого сегмента он называть не стал. Другие игроки рынка, опрошенные ComNews, также не раскрыли эти данные.
Помимо обычных услуг необходимо предоставлять интернет-провайдерам дополнительные услуги (Value Added Services, VAS), соглашается представитель ОАО "Ростелеком". Уже сейчас этот оператор предоставляет услуги по аутсорсингу СОРМ, фильтрации интернет-трафика по URL и защите от DDoS-атак. "Мы сотрудничаем с рядом операторов в предоставлении контента IPTV при наличии согласия правообладателя", - говорит в свою очередь пресс-секретарь ОАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") Анна Айбашева.
"В терминах законодательства РФ IPTV - это услуга связи для целей телевизионного вещания, и предоставляется она абонентам и пользователям, а не операторам связи, - возражает руководитель направления по взаимодействию со СМИ ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) Дмитрий Солодовников. - Операторам связи требуется услуга присоединения сетей связи для распространения программ телевизионного вещания. Действительно, вместе с доступом в Интернет операторы время от времени запрашивают эту услугу".
VAS-сервисы на магистральном рынке предоставляет и ЗАО "Компания ТрансТелеКом" в составе пакетных предложений, рассказывает представитель его пресс-службы. В то же время со стороны операторов такие услуги востребованы в гораздо меньшем объеме, чем со стороны конечных клиентов, замечает он.
"В условиях стагнации крупнейших сегментов межоператорского рынка развитие новых сервисов - логичная стратегия операторов в РФ и за рубежом", - комментирует управляющий партнер агентства "ТМТ Консалтинг" Константин Анкилов. По его словам, не все услуги обладают большим потенциалом, но они дают преимущество перед конкурентами, позволяя получить более разнообразные готовые решения. "Кроме того, отдельные сервисы, например услуги CDN, имеют хороший потенциал", - заключил эксперт.
Даниил Сидоров