Компания "Кей" работает на рынке Петербурга с 1991 года, и на данный момент в ее сети 10 магазинов. Компания входит в первую тройку игроков, контролируя, по оценкам аналитиков, около 30% местного рынка.
Новый, 11-й магазин компании в Новгороде разместился на центральной - Санкт-Петербургской - улице города. Его торговая площадь составляет более 700 кв.м. и в нем работает более 40 человек. Ранее здесь также размещался розничный магазин, принадлежавший фирме "ЭнергоТехМонтаж". Как рассказал директор по маркетингу компании "Компьютер-центр "Кей" Александр Хомяков, компания начала задумываться о выходе в регион еще в конце прошлого года. "В течение некоторого времени мы оценивали региональные рынки, и выбор пал на Новгород. Это произошло в силу его географической близости к Петербургу, и наших оценок местного рынка. Мы ожидаем, что магазин в Новгороде будет торговать не хуже одного из наших магазинов в Петербурге, так что для нас это обычный проект, окупаемый за год. Мы открываем не первый магазин, поэтому произведенные здесь инвестиции считаются для нас стандартными, а не сверхвыдающимися", - сообщил он.
По словам Александра Хомякова, сейчас розничный бизнес в регионе представлен в основном небольшими магазинами, основной их недостаток - они работают под заказ, т.е. на прилавках представлен достаточно узкий ассортимент. "Мы же в своей работе на новом рынке будем ориентироваться на ту модель, которая у нас действует в Петербурге - это максимальный ассортимент товаров, различные маркетинговые акции и т.д", - сообщил Александр Хомяков. Сейчас в новом магазине "Кея" представлено около 7 тыс. товаров, включая компьютеры, ноутбуки, мониторы, оргтехнику, цифровую технику, комплектующие, программное обеспечение, расходные материалы и т.д.
В Великом Новгороде сейчас работает несколько десятков компаний, занимающихся розничной торговлей ПК, из них около 10 являются партнерам петербургского представительства Intel. Среди крупнейших называют "Технотрон", "Хард", "Новинтех", "Новые программные системы". Однако в области действует фактически единственная розничная сеть компьютерных магазинов, которая принадлежит компании "Сплав 21 век". В нее входит два магазина в самом Новгороде, и еще пять - в области. Местные игроки спокойно отнеслись к появлению нового серьезного игрока. "В последнее время рынок продаж ПК Новгороде развивался, и времена, когда техника продавалась в подвалах или в квартирах давно прошли. Хотя, конечно, открытие магазина "Кея" - крупнейшее событие на этом рынке этого года", - сообщил один из местных наблюдателей. В еще одной местной компьютерной компании сообщили, что они не беспокоятся по поводу выхода "Кея" на новгородский рынок - по их мнению, его появление может стимулировать рынок, и сыграть на руку всем игрокам.
Однако, ситуация может развиться не столь оптимистичным для них образом, об этом говорит опыт появления петербургских игроков и на других рынках. Напомним, что текущий 2004 год стал началом активизации петербургских розничных сетей в регионе. В частности, летом свой магазин в Пскове открыла другая крупная петербургская компания - "Компьютерный мир". Как сообщили в этой фирме, при входе на псковский рынок она поставила перед собой стратегическую цель взять не менее 40% местного розничного рынка, однако только по итогам 2004 года компания, по некоторым оценкам, завоевала около 30%. При этом, как рассказывают местные наблюдатели, соседние с "Компьютерным миром" розничные точки фактически потеряли свою клиентуру.
Активизацию петербургских компаний в регионе эксперты связывают со структуризацией местного рынка, который сейчас фактически поделили две вышеупомянутые компании, контролирующие вместе более 50%, и которым необходимо развиваться дальше. С другой стороны, как отметил в беседе с корреспондентом spbIT.ru региональный представитель корпорации Intel в Северо-Западном регионе Алексей Камаев, регион сейчас показывает хорошие тенденции к росту компьютерного бизнеса. "Сейчас на Петербург приходится до 70-80% нашего оборота, и только 20-30% - на регион. Однако можно смело прогнозировать, что к концу следующего года это соотношение составит 60% и 40%, а то и вовсе по 50%", - сообщил он. При этом, по его словам, региональный рынок достаточно специфичен и в корне отличается от петербургского - на нем отсутствуют не только крупные розничные сети, но и профессиональные сборщики ПК. Поэтому, во многих городах основные продажи держат столичные бренды, в частности, Kraftway, Depo, Formoza и т.д. В частности, по некоторым оценкам, примером такой деятельности является Архангельск, где в месяц в рознице продается 300-500 ПК под маркой Depo. Однако, ситуация в ближайшее время ситуация должна измениться - сейчас Intel планирует развернуть в регионе сеть своих партнеров, которые будут заниматься сборкой ПК. Кроме того, здесь активизируются и крупные петербургские игроки.